Во время весеннего равноденствия, когда зацветали нарциссы у Кастальского источника и лиры храмов звучали сами собой, великая жрица в одеждах музы, увенчанная лаврами, с церемониальной повязкой на челе, начинала петь посвященным гимны…

Красиво, правда?

Так было принято почитать Аполлона и его прекрасную свиту из девяти муз — покровительниц искусств и наук. На всей земле наступали мир и спокойствие. Вот она, волшебная сила искусства!..

 

Об этом рассказывают мифы Древней Греции. А «Теогония» (то есть «Родословная богов») Гесиода считается первым историческим источником, в котором названы имена этих таинственных покровительниц. Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза музыки, Эрато — муза любовных песнопений, Терпсихора — муза танца, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Полигимния — муза священных гимнов, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии.

С тех пор прошли тысячелетия, и появилось множество новых областей и граней искусства. Как же быть с ними? Неужели ни одна муза не покровительствует им? И не нашлось для этих новых искусств места в окружении Аполлона? Хочется верить, что это не так. По крайней мере, выражение десятая муза вот уже многие столетия используют для обозначения какой-либо области искусства, не вошедшей в канонический древнегреческий список. Так в разные времена называли критику, театр-варьете, изобразительное искусство, кулинарию. В наше время считается, что десятая муза покровительствует кино. И каждая из старших муз одарила свою младшую сестру особым подарком — частичкой своего искусства. Муза кино, как самая младшая, быстро переняла таланты своих сестер. Давайте посмотрим, как они проявляются в искусстве кинематографа.

Кино «ткется» из истории — из большой истории человечества и из маленьких историй о маленьких людях. И это роднит музу кино с Клио, музой истории. Кино рассказывает и показывает историю, причем не только в фильмах, построенных на историческом сюжете. Клио покровительствует жизненному выбору, ведет человека путем ошибок и страданий к его предназначению и многим важным осознаниям. Сколько сюжетов «подсказала» Клио своей младшей сестре! Как часто человек, его судьба, его выбор и путь, его ошибки и победы были и есть в фокусе кино!

Талия и Мельпомена — одна улыбающаяся, другая серьезная — помогают нам понять, что все мы актеры в великом театре жизни. Эти музы подарили десятой не только два популярных жанра: комедию и трагедию, в которых она может себя проявить. Талия и Мельпомена дают человеку возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться над своими ошибками, пожалеть о заблуждениях и извлечь уроки. Бывало ли с вами такое, что комичная и порой нелепая ситуация, в которой оказывался герой фильма, подсказывала вам выход из вашей собственной жизненной путаницы, кажущейся такой трагичной? Две великие музы учат нас смотреть на себя со стороны, смеяться и плакать, вновь возвращая улыбку и чистый взгляд ребенка нашим нахмуренным лицам.

Музы-хранительницы священных гимнов и красноречия — Полигимния и Каллиопа подарили музе кино способность прикоснуться к сердцу человека с помощью слова. В наши дни оно редко славит богов и воспевает победу настоящих героев, как было заповедано этими музами. Но искусство кино без слова сегодня почти невозможно. Наверное, две музы, следящие за чистотой и силой слова, пожелали своей младшей сестре не фальшивить, выражать свои мысли благородно и красиво. Вряд ли есть что-то от небесных муз там, где используются нецензурная брань и резкие выражения.

Такой дисгармонии очень боится чистая Терпсихора, муза танца. Она приходит к человеку в особые мгновения, когда, как говорили греки, «душа охвачена трепетом». Муза кино получила в дар от Терпсихоры эту способность дарить нашей душе счастье, полет и танец. Как ждем мы этого от каждого фильма, не правда ли?

Две музы обладают особым даром будить в душе человека любовь. Это нежная Эрато, царица любовной поэзии, лирического гения, и Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки. Они говорят о важности очищения, чтобы не искажать светлые идеи любви, о ясности и открытости, о настрое на гармонию и красоту.

…Забыты священные гимны, струны лир больше не дрожат под трепетными пальцами жрецов. Но боги и музы никуда не исчезли, даже если мы не помним о них. Напротив, они ищут встречи с человеком, и в первую очередь потому, что в глубине своего сердца человек очень в них нуждается. Быть может, самая молодая муза, так ловко ориентирующаяся в последних завоеваниях науки и техники, так любимая многими, — это их посредник, пытающийся открыть человеку подлинные задачи искусства. И кому больше нужны дары девяти муз — их младшей сестре или нам с вами?

 

You have no rights to post comments