Крупнейший выставочный проект года представляет творчество одного из наиболее значимых, своеобразных и эмоциональных художников второй половины XIX века – Николая Николаевича Ге (1831–1894). Экспозиция, в которую вошло более 200 произведений, открывает новый взгляд на творчество живописца, который искал в своем искусстве ответы на "вечные вопросы". Н.Ге предстает как автор не только хрестоматийно известных исторических полотен и портретов, но и создатель новаторских по своей трактовке и пластическому языку картин евангельского цикла, пейзажист, выдающийся рисовальщик.
Cовременникам живопись художника казалась слишком небрежной, тревожно-эмоциональной, а неожиданность и смелость композиционных решений принималась за ошибку. Н.Ге приближался к границе эстетических норм ХIХ века и разрушал их. Выставка предоставляет возможность увидеть творчество Н.Ге как уникальное целостное явление, где содержание и способы выражения органично взаимосвязаны и отвечают напряженным духовным, нравственным и идейным поискам второй половины XIX века.
Критики упрекали Н.Ге в том, что многие работы воспринимались незаконченными, хотя сам художник считал их завершенными. Задача выставки – снять этот негативный оттенок, осознав новаторство его художественного языка, опередившего свое время. Н.Ге, продолжатель романтической традиции, одновременно стоит у истоков экспрессионизма в русском искусстве. В экспозиции живопись объединена с корреспондирующей графикой, что позволяет понять логику развития идей художника, путь его эволюции. Именно в эскизах и этюдах впервые совершается прорыв в новую эстетику – эстетику протоэкспрессионизма.
Выставке предшествовала большая исследовательская работа, были сделаны серьезные научные открытия. Так, под живописным слоем картины ""Что есть истина?" Христос и Пилат" (1890, ГТГ) была обнаружена другая композиция – "Милосердие" (1879), известная по фотографиям и воспоминаниям. Для крупноформатных произведений "Вестники воскресения" (1867, ГТГ) и "Суд синедриона. "Повинен смерти!"" (1892, ГТГ), долго находившихся в фондах, реставраторами Третьяковской галереи была разработана уникальная методика, по которой картины были восстановлены. Подлинной сенсацией выставки станет демонстрация полной коллекции рисунков Н.Ге – 55 листов (из них 17 – двухсторонние), приобретенной для Третьяковской галереи в частном собрании в Женеве при финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ. Художественная ценность этих графических произведений, демонстрирующих уровень мастерства Ге-рисовальщика, огромна. Полнота и целостность коллекции уникальны: ее объем превышает весь известный на сегодня корпус графических произведений художника, а ее состав отражает наиболее сущностные стороны творчества мастера, принципиальные для его понимания.
Структура выставки подчинена драматургии биографии Н.Ге и состоит из шести разделов. "Академия художеств. Начало" (1850–1857), "Италия" (1857–1870), "Петербург. Среди передвижников" (1870–1875), "Хутор. Украина" (1876–1894), "Ге и Толстой" (1882–1894), "Страстной цикл" (1884–1894). Ядро настоящей выставки составляют произведения из коллекции Третьяковской галереи (около 130), Русского музея (около 40). В экспозицию также вошли работы из 10 российских музеев, Государственного художественного музея республики Беларусь и Киевского музея русского искусства, который обладает третьим по количеству собранием произведений Н.Ге после Третьяковской галереи и Русского музея.
Альбом-каталог выставки, по своему охвату приближающийся к каталогу-резоне, должен стать самым полным и богато иллюстрированным изданием, посвященным творчеству Н.Ге. Книга включает в себя статьи ведущих отечественных специалистов по русскому искусству XIX столетия, хронограф (жизнь и творчество Н.Ге в контексте событий его эпохи), родословие Ге (в котором встречаются и общественные деятели, и ученые, и голливудские актеры), новые архивные публикации. Также в каталог вошло около 350 произведений, в том числе не публиковавшихся ранее, из частных собраний.
Проектная концепция выставки поддерживается широким мультимедийным сопровождением. К выставке подготовлен диск, содержащий изобразительные материалы, архивные фотографии и документы, портреты Н.Ге, статью о дружеских отношениях Л.Н.Толстого и Н.Ге, книгу Льва Толстого "Чем люди живы" с иллюстрациями Н.Ге. В пространстве выставки демонстрируются рентгенограммы живописных полотен – результат многолетней исследовательской работы научного коллектива Галереи, а также видеоматериалы о процессе реставрации, о поступлении собрания графики в коллекцию Галереи ("История возвращения женевской коллекции") и, сделанный на основе прижизненной видеохроники писателя, фильм "Живой Толстой".
19 октября 2011 — 5 февраля 2012
Москва, Крымский Вал, 10
Источник: Третьяковская галерея