Титан эпохи барокко, стоящий в одном ряду с Бахом, композитор Георг Фридрих Гендель считается автором такого крупнейшего музыкального жанра, как оратория (в переводе с латинского «красноречие»), где главное место отводится хору и только потом солистам и оркестру.
Самая известная оратория Генделя — «Мессия» (ее еще называют рождественской), которая рассказывает о волхвах, пришедших с дарами к Младенцу.
Это одно из самых ярких и радостных произведений: все, что гнетет человека, все страдания и горести она оставляет на втором плане, а все, что радует и даёт человеку надежду на любовь и счастье, показывает крупно, многообразно и убедительно.
Если Гендель хочет передать триумф и победу, он прибегает к фанфарным интонациям, а радость пасторальную, тихую рисует с помощью мягких, танцевальных звуков.
В хоре № 12 мы слышим рождественскую песню, трогающую своей наивностью и простодушием. Она посвящена Рождеству Христову и написана на слова «Ибо у нас рождён Младенец». В этой музыке есть и восклицание праздничной толпы, и перезвон рождественских колокольчиков. Она всегда поднимает настроение.
Самый знаменитый хор «Аллилуя» поражает величием и торжественностью. В Великобритании в свое время, услышав его, вставали даже короли. И по традиции, весь зал до сих пор встает, когда музыканты исполняют эту часть.
Говорят, что, когда Гендель сочинял «Мессию», его часто заставали плачущим за столом, насколько композитора очаровывала красота музыки, выходившей из-под его пера.
Первое исполнение оратории состоялось в Дублине 12 апреля 1742 года. Весь доход с концерта композитор передал приютам и больнице для бедняков. И даже первое издание и копии с него завещал приюту «с правом сколько угодно пользоваться для нужд Общества». Когда успех оратории стал прочным, Гендель стал давать ежегодные концерты в пользу бедняков и всегда дирижировал сам, несмотря на слепоту последних дней своей жизни. Незадолго до смерти он взял опеку над Убежищем для найдёнышей, помогал в воспитании и устройстве детей. За год до кончины Георг Фридрих Гендель отдал свое имя маленькой девочке Марии-Августе.
Что же побуждало малорелигиозного композитора, постоянно стесненного в средствах, к таким поступкам? Может быть, вера в высокое предназначение искусства?
Вспоминаются слова, которые Гендель сказал одному вельможе после первого исполнения «Мессии» в Лондоне: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель — делать их лучшими».
{music}images/music/handel-messiah{/music}