Если бы у вас было всего несколько часов в Петербурге, на что бы вы их «потратили»? На речную прогулку по каналам? На Летний сад? Может, успели бы в один из знаменитых пригородов? А я не раздумывая пришла бы на эти несколько часов в Русский музей. После одного счастливого случая, о котором хочу вам рассказать.
Как-то раз небольшой компанией друзей, любящих искусство, но, увы, не разбирающихся в нем очень глубоко, мы оказались в Русском музее. Перспектива экскурсии радовала, но и немного пугала: сами ведь знаете — если не повезет с экскурсоводом, любой музей превращается в камеру пыток.
Нас встретила приятная полноватая дама, с удивительной легкостью взлетавшая по великолепной белой мраморной лестнице музея. С такой же легкостью взлетели вслед за ней и мы и очутились в зале русской иконы.
На нас не посыпались сухие даты, незнакомые имена. Мы остановились перед иконой Дионисия «Сошествие во ад», и вот какой урок нам был преподнесен. Оказывается, в аду находятся вполне определенные человеческие недостатки, для пущей верности мастер даже подписал их. Пространство же вокруг Христа заполнено светом, и лишь ангелы, воплощающие добродетели и достоинства человека, своими огненными стрелами могут обезвредить пороки.
Недостатки есть у каждогоѕ Но как же с ними бороться? Вглядываемся в икону и поражаемся: средневековый художник нарисовал ответ! Каждому недостатку он противопоставил достоинство и изобразил борьбу между ними — получается, важно развивать достоинства, чтобы на недостатки не осталось места.
Иконопись, как никакое другое искусство, символична, и, зная даже немногие ключи: цвет, расположение фигур, жесты, — можно открывать и открывать этот удивительный мир.
Еще одно открытие нас ожидало в зале Айвазовского. Два полотна, изображающие море, — «Волна» и «Девятый вал», но какие разные! Дама-экскурсовод задает вопрос: «Какая участь ждет героев картин? — и сама же подсказывает: — Обратите внимание на ракурс и цветовое решение полотен». И действительно, как же раньше мы не замечали?! Ведь «Девятый вал» написан в теплых рассветных тонах, и взгляд как будто сверху, так что волны кажутся маленькими и тихими. А у «Волны» мы, наоборот, снизу, и кажется, стихия вот-вот обрушит на нас свои свинцовые воды.
Брюллов. Грандиозное историческое полотно «Последний день Помпеи». Наш гид научила нас смотреть большие полотна, вычленяя фрагменты и собирая воедино различные части сюжета: вот мать укрывает от стихии своих дочерей, вот разметались по земле драгоценности благородной дамы, потерявшие всякую стоимость, вот художник спасает свои холсты и кисти — это, кстати, автопортрет Брюллова. И так в каждой части картины. Мы как будто смотрели исторический фильм!
Не расстраивайтесь, если вам не посчастливилось, как нам, с экскурсией: воспользуйтесь услугой «аудио-гид». Составители звуковых экскурсий по музею с большой любовью подобрали и записали музыку и тексты, которые читают профессиональные актеры. С аудио-гидом вы сможете составить свой собственный маршрут по Русскому музею.
Быть может, искусство живописи пробудит в вас поэта, и вам захочется запечатлеть свои мысли легким стихом, как это случилось с моим добрым другом. Она долго не могла оторваться от произведения Ильи Репина «Какой простор!»:
И силу волн, и звуки шторма
Прими на грудь, дыши свободно.
Стихии сердце непокорно,
Но так безумно, так полетно.
Какой простор! Какие ветры
Нас занесли в волны объятья.
Тревоги сердца морем стерты,
Что брызги шлет тебе на платье.
Здесь на волнующем просторе
Нас разорвут ветра на части.
Лишь только ветер, ты и море.
Теперь я знаю: это счастье
(Ирина Белая).