Знакомо ли вам такое чувство, которое можно назвать «облучение искусством»? Я первый раз испытала его во время своего путешествия во Флоренцию, родину Возрождения. Наверное, тогда я в полной мере поняла, в чем же разница между подлинником и копией, даже и очень хорошей копией. Я помню часы, проведенные рядом с Давидом гениального Микеланжело. Хотелось смотреть, впитывать, насыщаться, чтобы увезти с собой частичку этого чувства, этой проникающей насквозь спокойной мощи. Помню, как ходила по залам Боттичелли и Леонардо да Винчи в галерее Уффици там же во Флоренции. Словно не только смотришь, а как будто ощущаешь кожей. С тех пор я запретила себе «пробегать» по галереям. К искусству надо прикасаться неспешно. Нужно, чтобы времени было столько, сколько нужно, чтобы успеть спросить себя, а что думал художник, когда создавал это полотно или скульптуру, чем были заполнены его мысли, его чувства? И не только спросить, но и ответить.
В таких путешествиях видишь по-новому свой родной город, его сокровища и тайны, которые еще не открыты, его уголки, в которые можно заглянуть и что-то открыть... и в нем, и в себе. А ведь это «облучение искусством» — это чистая вода, которая так нужна сердцу.
Сегодня в Третьяковской галерее в одном из первых залов остановилась перед портретом А. П. Струйской знаменитого художника Ф. С. Рокотова, написанном в 1772 году. Ни одна репродукция или фотография даже близко не передает всю жизнь, красоту, нежность, таинственность и хрупкость героини этого портрета. Передает ли его знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет»? Не знаю. Мне кажется, что близко.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
А ведь возможно, у зрителя родится свое собственное «стихотворение», пусть и никогда не положенное на бумагу.