Александр Вампилов. Кто он? Драматург, опередивший свое время, создавший новый, вампиловский театр? Честный человек, который считал, что нынче все разучились говорить правду, и достаточно быть честным, чтобы прослыть оригинальным? А может тот, кто своей жизнью воплотил слова: «Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него»?

Первое знакомство с его творчеством началось с пьесы «Старший сын». И рассуждая над сюжетом, персонажами, начался долгий разговор.

 

О чем можно вести беседу? Казалось бы, о чём угодно. А о чем хотелось бы?

Есть насущные вопросы души — «кто я?» и «зачем я?» Это темы, которые требуют постоянного разговора. И на них не ответишь раз и навсегда. Но если убегать от насущных потребностей души, внутри возникает пустота. И можно заполнять ее знаниями, другими людьми, вещами, путешествиями, книгами. Заполнять, заполнять, и все без толку. А можно перестать убегать. Можно строить диалог.

Кадр из фильма «Старший сын»

Первое, на что обращаешь внимание, что Александр Вампилов постоянно спрашивает тебя: на чьей ты стороне? На стороне мечтателей и идеалистов или тех, кого интересуют лишь повседневные вопросы? Ты тот, кто готов заботиться о других, или тот, кто заботится лишь о себе? Он спрашивает о том, что есть любовь, и что такое доброта? Способен ли ты быть щедрым? Способен ли ты быть честным? Умеешь ли ты открывать другим свое сердце?

И все эти вопросы — неудобные. Они не о том, какой диеты ты придерживаешься, какую музыку предпочитаешь, или какая политическая система справедливее. Эти вопросы постоянно проверяют твою систему ценностей на прочность. Они о Человеке в человеке. Выбираешь ли ты Человека? Или остаёшься лишь биологическим видом, который носит свою социальную маску и удовлетворяет личные потребности.

Кадр из фильма «Старший сын»

А второе, персонажи Вампилова стоят перед выбором не в моменты кульминации, не в героические моменты. Эти выборы возникают в повседневности, постоянно. И поэтому начинаешь замечать эти ситуации в своей жизни.

Так мимолётное знакомство с пьесой переросло в процесс вглядывания в себя, собственную жизнь и собственные поступки. Своим творчеством он старался оставить лучшее и вдохновляет на то, чтобы и читатель стремился к лучшему в себе. «Вот. Всем скорей. Скорей бы весна, скорей бы экзамены, скорей бы лето. Скорей бы, скорей. А куда?.. К гипертонии? К склерозу?» — говорит с нами Вампилов. И отвечая ему, задумываешься: «А действительно, куда?»

Александр Вампилов

You have no rights to post comments