Точно оценить тот или иной период истории возможно только спустя некоторое время, т. к. тогда есть шанс оценивать его более-менее объективно, целостно. И пусть, спустя годы, от нас ускользнет много реальных событий, но основные тенденции, идеи, определяющие эпоху, а особенно ее значимых представителей, будет увидеть легче, нежели в непосредственном настоящем.
Тем не менее, хоть задача и является сложной, для меня всегда очень важно понять, что ценного рождается сейчас, в настоящий момент, что может стать тем самым фундаментом эпохи, что определит его? Есть ли то значимое, что рождается здесь и сейчас? Для меня из последних открытий в современной русской литературе, несомненно — это писатель Евгений Водолазкин и его новый роман «Брисбен».
Через жизнь одного человека, удивительного уникального музыканта украинско-русского происхождения разворачивается вся драма человеческого существования, поднимаются основные экзистенциальные человеческие вопросы о жизни и смерти, смысле существования и предназначении, творчестве и любви, боге и выборах, определяющих человека. На протяжении всей книги, у меня складывалось ощущение, что я читаю не просто историю жизни гения, но некую современную притчу или миф, где через события последних пятидесяти лет автор говорит о важных человеческих ценностях.
Будь то о музыке и творчестве как таковом:
…Музыка — это вечность, спросил Глеб.
Отец Петр покачал головой: музыка — это не вечность. Но она напоминает о вечности — глубокая музыка.
Что же такое вечность, спросил Глеб. Это отсутствие времени, предположил Мефодий, а значит, отсутствие смерти. В конечном счете, это Бог, сказал отец Петр…
Или о взаимоотношениях:
…Истина в споре не рождается, перебил его профессор, в споре рождается агрессия…
О времени и жизненном пути:
…Будущее легко отнять, потому что его не существует. Это всего лишь мечтание. Трудно отнять настоящее, еще труднее — прошлое. И невозможно, доложу я вам, отнять вечность. — Он кладет ладонь мне на голову. — Если в болезни сократятся дни твои, то знай, что в таком разе вместо долготы дней тебе будет дана их глубина…
Везде автор дает возможность встретиться человеку со своим собственным внутренним миром, заглянуть в себя и продолжить этот диалог уже с самим собой. Если говорить о сюжете, то и он не является простым повествованием, а разворачивается как гностическая идея о повторяемости времени, о взаимосвязанных циклах, где события августа 1991 года в Советском Союзе совершаются в одно мгновение с событиями февраля 2014 в Украине. Исторические этапы, через воспоминания героя, смешиваются в единое, взаимосвязанное пространство. Даже название Брисбен, непонятное, незнакомое, необычное и тем более притягательное, не случайно. Не буду описывать подробностей, лучше прочитайте сами и создайте свое мнение, скажу лишь, что, на мой взгляд, эта образ этого города отражает еще одну, очень важную идею книги о существования другого лучшего мира, в нефизическом пространстве, в котором, каждый, пройдя свой путь, обязательно сможет оказаться.
Заканчивая, хочется еще раз сказать, что книги Евгения Водолазкина, очень ценны тем, что запускают внутри читателя очень важный процесс внутренней работы, помогая актуализировать для себя жизненно-важные вопросы и найти на них свои собственные ответы.