Не знаю, как складывались взаимоотношения со временем у вас, дорогие читатели, но мне они всегда давались непросто. Времени никогда не хватало и казалось, что я ничего не успеваю. Апогей пришелся на то время, когда я окончила университет и начала работать, при этом готовясь к защите диссертации и имея параллельно несколько добровольческих проектов, которые на тот момент уже были неотъемлемой частью моей жизни.

Конечно же, я попробовала планировать свои дела, вести ежедневник, составлять списки дел на каждый день. Но (наверное, это многим читателям знакомо) это только усилило давление, потому что списки постоянно росли и приводили меня в еще большее отчаяние.

Среди моих знакомых в то время появилась одна дама, которая поражала меня своим спокойствием и тем, как много она всего успевает. С ней у меня навсегда связалась фраза «Торопись медленно». Ее пример меня очень вдохновлял, хотелось достичь того же — научиться быть эффективной и в то же время не чувствовать себя загнанной лошадью, иметь возможность спокойно общаться с друзьями, не перебирая в этот момент в уме, что я еще не успела сделать.

И в один прекрасный день благодаря друзьям для меня открылся мир тайм-менеджмента. Нет, я не скажу, что жизнь моя с тех пор полностью изменилась, но тогда мне это очень помогло остановиться и увидеть, как прекрасен мир вокруг. И в разные периоды жизни я использовала эти методы то более, то менее интенсивно. Но все-таки инструмент был освоен, и теперь при необходимости я всегда к нему возвращаюсь.

 

Почему нам не хватает времени?

Чаще всего то, что мы хотим успеть сделать в течение дня, превышает наши физические возможности. Да, возможно, мы переоцениваем себя. Но скорее всего, неправильно расставляем приоритеты. 

Помните притчу о полном сосуде? В притче речь шла о нашей жизни, но каждый день — это маленькая жизнь. И если насыпать сначала туда песка, то большие камни ни за что не поместятся.

Еще одна причина — мы тратим огромное количество времени неизвестно на что. К сожалению, чем больше технологий появляется в нашей жизни, тем больше и соблазнов: социальные сети, гаджеты с сумасшедшим разнообразием приложений. Увеличивается количество источников, с которыми нужно взаимодействовать: ответить на телефонный звонок, на сообщения в скайпе, вайбере, фейсбуке… Эта лавина информации, которая обрушивается на современного человека, толкает нас на крайности — либо мы начинаем тонуть в этой волне, либо убегаем от нее: «Меня нет в соцсетях».

Интересно, что причины порождают друг друга сами. Часто нам не хватает времени из-за того, что мы переживаем о том, что нам не хватает времени. В общем, суета, да и только! Вот тут-то на помощь и приходят разные советы по управлению временем. А суть их сводится к тому, чтобы освободить голову от этих мыслей, перенести все тревоги в какое-то другое место — ежедневник, планировщик… И дать себе возможность жить счастливо.

Но все эти причины сводятся к одной-единственной: мы не знаем, чего хотим на самом деле. Или нам кажется, что мы знаем, но то, на что уходят наши дни, говорит совсем о другом. Как ни странно, почти все системы управления временем требуют от человека определить свои главные жизненные цели. Иногда говорят даже не о тайм-менеджменте, а о лайф-менеджменте. Потому что на самом деле речь идет об управлении своей жизнью, а не каким-то абстрактным временем.

Что делать?

Как определить жизненные цели — крупные камни, без которых все остальное не имеет смысла? Конечно, здесь нет универсальных советов. Но главное — быть честным с собой, иначе дальше ничего не получится. Один из вариантов — начать с того, что для нас в жизни дорого. Сесть и написать список: без чего я не могу жить? Без чего моя жизнь не имела бы смысла? Этот список поможет определиться с целями. А имея список жизненных задач, будет легче расставить приоритеты как в наших планах на год или месяц, так и в ежедневном расписании.

Теперь о времени, которое утекает неизвестно куда. Чтобы выявить свои личные «поглотители времени», проведите простой эксперимент: попробуйте в течение одного дня записывать, на что уходит ваше время. Возьмите небольшой блокнотик или записывайте в ваш гаджет: «В 10:00 пришел на работу. В 10:05 решил выпить кофе. В 10:30 включил компьютер. В 10:35 начал просматривать почту»… И все! Не нужно что-то менять на ходу, важно просто записать. Всего один день. И вы выявите огромный потенциал времени! Что делать с ним дальше — это личное дело каждого. Запретить себе заглядывать в почту или соцсети чаще N раз в день, или удалить любимую игру из телефона, и так далее.

Теперь, когда мы определились с целями и поняли, где можем экономить время, нужно его распределить. Вы можете это делать где угодно — в ежедневнике, мобильном телефоне, с помощью стикеров, на маркерной доске. Главное — не в голове. Весь секрет в том, чтобы достичь состояния «когда я чищу апельсин, я чищу апельсин».

Что делать, если я не люблю планировать?

Счастливчики те, кто любит планировать! Но что делать, если для вас составление планов — это невыносимое занятие? Совет очень простой, но он потребует от вас изобретательности. Попробуйте понять, что именно в этом деле вам не нравится, и найдите какие-то приятные стороны. Мастера тайм-менеджмента советуют купить очень красивый ежедневник, использовать разноцветные маркеры, красочные закладочки — в общем, превратить процесс планирования в увлекательную игру. 

Вопрос времени суток, когда вы составляете планы, тоже очень важен. Если вы жаворонок, то, скорее всего, поздно вечером планирование будет не в радость. Но если проснуться утром на десять минут раньше, чем обычно, и, никуда не торопясь, за чашечкой кофе, глядя в окно, спланировать свой день — возможно, это даже доставит удовольствие.

Строго говоря, это относится не только к самому планированию, но и к выполнению тех дел, которые мы записали в ежедневник: порой нам очень сложно начинать новые дела или делать изо дня в день рутинную работу. Давайте подумаем, как сделать неприятные дела интересными. Изучать иностранный язык, например, можно, не только зазубривая по учебнику новые слова. Можно смотреть любимый сериал на этом языке или закачать в телефон сборник анекдотов и читать их в транспорте. Если какой-то способ надоел и уже не работает, придумайте новый.

Я творческий человек

Если вы вообще не любите никаких ограничений, планов, списков — хорошо, оставьте себе максимум свободы. Но если вы читаете эту статью, значит, что-то вас все-таки не устраивает в своих отношениях со временем.

Существует предположение, что Леонардо да Винчи (а уж более творческого человека нужно поискать) очень дисциплинированно относился к своему распорядку дня. И чтобы успевать делать больше, он выработал свою систему отдыха: 15 минут сна через каждые 4 часа. Сложно представить себе, как он прерывался на 15 минут сна в разгар творческого порыва, но очевидно одно: он делал попытки организовать себя.

Итак, не планируйте свое время жестко: с 8 до 10 буду творить, а в 22 лягу спать. Не бойтесь переключаться с одного дела на другое, если вы устали и внимание ослабло. Но определите все-таки, на что вы хотите тратить свою жизнь, а что получается само собой, независимо от вашей воли.

Если вам не нравится писать — нарисуйте свои планы, спойте их, станцуйте. Используйте для планирования весь свой творческий потенциал!


Когда же отдыхать?

А ведь все, что мы затеяли с планированием времени, — как раз ради того, чтобы у нас оставалось время для отдыха, для близких людей, друзей, любимого дела.

Отдых тоже хорошо бы планировать. «В пятницу вечером сделаю уборку в квартире, а в субботу утром пойду в кино». В этом нет ничего сложного. Если вы давно хотели посмотреть этот фильм и заранее узнаете расписание сеансов, то шансов его посмотреть будет гораздо больше. Если же вспомните об этом в субботу днем, то может оказаться, что самый удобный сеанс вы уже пропустили, а на вечерние сеансы очень дорогие билеты, и к тому же вечером вы обещали зайти к родителям…

 

Хорошая вещь — список книг и фильмов, которые вы бы хотели почитать или посмотреть. Где-то вы встретили ссылку на интересного автора, о каком-то фильме вам рассказали друзья — имея такой список, вы быстро и без труда найдете что-то подходящее, когда выпадет свободный вечерок.

Но отдыхать можно не только в выходные или во время отпуска. Отдыхать можно по пути на работу, если выйти чуть раньше и пойти пешком через парк; отдыхать можно прямо на работе, выйдя во время кофейной паузы на балкон; отдыхать можно, играя с котом или выгуливая собаку. В общем, количество вариантов неисчерпаемо…

Напоследок

Итак, мы разобрались немного с основными вопросами по организации времени. Более подробные советы по планированию вы сможете найти в многочисленных книгах по тайм-менеджменту и подобрать наиболее близкую для вас методику. Но в завершение — еще несколько простых советов.

• Думайте о главном, когда возитесь с мелочами. Помните притчу о строительстве храма? Вспоминайте ее, когда вас засасывает рутина.
• Объединяйте дела. Продумывайте свой наряд на завтрашний день или идеи будущего выступления, пока едете в транспорте. Если вы не поленитесь записать все-все дела на предстоящую неделю, то увидите, что можно занести пальто в химчистку по дороге на работу, и вам не придется идти туда дополнительно.
• Разбейте большие дела на маленькие. Если вам предстоит начать какой-то большой проект, разбейте его на много маленьких шагов и делайте по шагу каждый день (раз в неделю). Например, вам предстоит покупка автомобиля. Начните с создания папки на вашем компьютере, куда вы будете собирать информацию. Затем изучите, какие есть форумы в интернете, где можно почитать о достоинствах и недостатках каждой модели. Наметьте список салонов, в которые вы бы хотели съездить. И так далее. Советуют даже нарисовать на бумаге это большое дело в виде головки сыра, а маленькие шаги к нему — в виде дырок (метод швейцарского сыра). Или в виде mind map.
• Скажите себе честно: все ли дела в ваших списках вам действительно нужно сделать? Посмотрите пристально на все записи и проверьте каждую вопросом «Что будет, если я этого не сделаю никогда?». И смело откажитесь от того, что на самом деле совсем не важно.
• Привязывайте к конкретному времени только те задачи, которые нельзя выполнить в другое время: встречи, совещания. Остальные дела выполняйте в течение дня (недели) в порядке приоритета и будьте всегда готовы изменить свои планы в случае непредвиденных обстоятельств.
• Начните день с маленького дела, которые вы давно откладываете, — пришейте пуговицу! И вам гарантирован заряд хорошего настроения на целый день.
• Не планируйте свой день так, чтобы была расписана каждая минута. Жизнь — это живой процесс. Будьте открыты неожиданностям, интересным встречам, знакомым и незнакомым людям. Живите счастливо!

 

Литература:
Архангельский Г. А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать. — Москва, 2005.
Аллен Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. — Москва, 2007.
Гелб М. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. — Минск, 2004.
Горбачев А. Тайм-менеджмент в два счета. — С-Пб., 2009.
Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. — Москва, 2012.
Франк Я. Муза и чудовище: как организовать творческий труд. — Москва, 2013.

 

Дополнительно:

Притча о полном сосуде

Как-то один мудрец взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки заполнили промежутки между большими камнями. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили — полон. И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние пустоты в сосуде.
«Теперь, — обратился мудрец к ученикам, — я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни... Мелкие камушки — менее важные вещи... Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней…»

Притча о строительстве храма

Один путник увидел, как люди таскают куда-то тяжеленные камни. Он остановил первого, очень уставшего с виду, и спросил: «Что ты делаешь?» Носильщик камней поднял тусклые глаза на путника и едва ворочающимися губами выговорил: «Я таскаю камни, и они тяжелые…». Путник пошел дальше и по пути увидел другого человека, тоже несущего здоровенный камень, но вид этого носильщика был не такой изможденный, как у первого. Путник не удержался и спросил: «Подскажи, что ты делаешь?», на что носильщик ответил: «Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и всем нужно есть». Путник кивнул, поблагодарил и двинулся дальше. И тут он вдруг увидел третьего носильщика камней — в глазах его был блеск, походка его была тверда и даже энергична, а вид нельзя было назвать усталым. Путник решил попытать удачу в третий раз и спросил: «Подскажи, добрый человек, а что ты делаешь?» Носильщик приостановился и широко улыбнулся: «Я строю Храм! Хочешь присоединиться?»

Mind map (диаграмма связей, интеллект-карта) — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом ІІІ века н.э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. 

Диаграммы связей продолжают использоваться в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм.
(Из Википедии)

 

 

You have no rights to post comments