«Нельзя оставаться неподвижными, ведь жизнь — это движение, жизнь — это рост, жизнь — это эволюция, и, если мы хотим достичь хотя бы крошечного счастья, нам необходимо двигаться. Должно происходить движение, должен идти рост, должна быть эволюция и все это должно исходить из нас самих».
Делия С. Гусман

 

Каждый человек в жизни двигается к своим маленьким или большим целям. Начиная с самых простых повседневных желаний, удовлетворение которых тоже ставит перед человеком задачи, требующие движения, до самых грандиозных и возвышенных, включающих других людей или человечество. Это закон природы – движение. Все в этом мире пребывает в движении. Но (как говорит философия) важно не просто двигаться, а продвигаться. Направление этого продвижения у каждого свое. Кто-то связывает продвижение в жизни с карьерным ростом, расширением профессиональных навыков, освоением новых профессий. Кто-то связывает свое продвижение в жизни с расширением кругозора – освоением разных областей знания (не обязательно связанных с профессией). Кто-то связывает свое продвижение с приобретенными качествами характера или более ясным осознанием своих жизненных ценностей и реализации их в жизни. С чем бы мы ни связывали свое продвижение, оно требует выборов, принятия решений и действий.

С вами бывало такое, что жизнь идет, вы совершаете массу движений, испытываете ощущение потока событий, загруженности разными делами, но, спустя какое-то время оказывается, что нет чувства удовлетворения, нет внутри ощущения продвижения? Поздравляю, в этот момент вы проснулись! Но бывает и так, что вы совершаете массу движений, испытываете ощущение потока событий, загруженности разными делами и думаете «какой я молодец! Как все умещается в моей жизни!» И возможно (не обязательно, но очень возможно), именно в этот момент вы крепко спите и проходите мимо важных выборов своей жизни. Как это понять? Нет одного универсального рецепта на все случаи жизни. Но есть, по крайней мере, один рецепт, который помогает очень часто.

Этот рецепт основывается на умении учиться. Любое обучение предполагает две стороны – того, кто передает знания, опыт, навыки, умения и того, кто их воспринимает. Сейчас мы вооружены большими возможностями получения знаний – записанными курсами, лекциями, семинарами, но всегда ли это предполагает обучение? Возможно это остается просто информированием? Применяем ли мы на практике услышанное, меняет ли это нашу жизнь, подходы, взгляды, суждения, становится ли нашим опытом.

 
 Обучение предполагает взаимную связь, предполагает, что тот, кто учится, имеет возможность услышать от наставника и осознать, КАК он учится и учится ли? По крайней мере, если подразумевать именно процесс обучения, а не информирования, то этот вопрос должен интересовать обе стороны.
 
 
Безусловно, у каждого из нас есть субъективное представление о самом себе. И это представление может быть очень иллюзорным, а может быть более реальным. Мы часто слышим о заниженных или завышенных самооценках. Но наш сон не в этом. Наш сон – это нежелание слышать и пребывание в собственных представлениях о себе самом. Здесь действительно важный вопрос – есть ли в нашей жизни тот или те, кому мы доверяем, те, кто является для нас ориентиром или мерилом нашего продвижения? Если мы не просто слоняемся по жизни, а имеем курс продвижения, то значит должны быть и ориентиры, позволяющие сверять курс нашего корабля. Если нет такого человека рядом, мы всегда можем воспользоваться формулой «А как бы поступил на моем месте…?» Обладая некоторой долей честности, мы способны представить выбор и поступок своего наставника (будь он наш современник или человек, живущий в далеком прошлом). Было бы желание задать такой вопрос. Но именно сон убаюкивает этот вопрос, именно внутренний сон продлевает нашу самодостаточность. Мы спим и видим прекрасный сон о себе самом.
 
 
Есть еще один косвенный признак сна. Это притупленная эмпатия. В этом прекрасном сне весь мир крутится вокруг нас – наших «хочу и не хочу», «нравится и не нравится», «есть силы или нет», «удобно мне это делать или нет». Если, оглядываясь на тех, кто в нашем близком круге, мы просто констатируем – «молодец, так держать» или «совсем не молодец» – это не эмпатия, это констатация, оценка, назовите как угодно… А если захотеть почувствовать, что стоит ЗА этим «молодец» или «не молодец», что чувствует близкий вам человек, какие усилия стоят за тем, что для вас стало просто «само собой» существующим. Порой такое пробуждение имеет привкус угрызений совести, но это прекрасно! Главное – не застрять на моменте не самых приятных открытий самого себя, а перейти к действиям. Если не начать действовать, то мы точно сразу же заснем вновь.

Все в природе пронизано циклами активности и пассивности, нам нужен сон, чтобы уметь пробуждаться. И именно в моменты пробуждения мы имеем возможность вырасти, т.е. продвинуться вперед. И важно, чтобы с нами это случилось ни один раз в жизни.

You have no rights to post comments