В разных древних текстах, например, индийских или христианских можно встретить одну интересную идею — второго рождения. В Индии говорят о дваждырожденных браминах, а в Евангелии Христос говорит о втором «рождении свыше». Сократ говорил, что он — «повивальная бабка» для рождающихся душ. Наверное, можно найти и другие упоминания этого удивительного процесса. Понятно, что речь идет не о физическом рождении, которое уже состоялось, а о неком «духовном рождении». И тут нам, конечно, все вроде бы понятно, кроме одного — что все это означает?
С одной стороны, очень естественно предположить, что речь идет о выходе за пределы обыденных интересов и желаний, связанных только с безопасностью, питанием и размножением, т. е. с инстинктами, и появлении интереса к тому, что мы обычно и называем «духовным» — соответствующей литературе, разговорам и т. п. Вопрос в том, изменился ли я существенно внутренне, или речь идет лишь о смене темы?
Интересно, если представить себе процесс рождения — это своего рода выход из оболочки, через которую я до того сообщался с внешним миром. В принципе, выход ребенка за пределы семьи, в школу — это тоже своего рода новое рождение, можно сказать, социальное. Однако чем дольше я наблюдаю за собой, тем больше замечаю, что и сейчас я продолжаю жить в определенной «оболочке» своих желаний, страхов, стереотипов и подобного, и воспринимаю мир через их призму, т. е. лишь постольку и лишь в той мере, в какой они задевают эти мои страхи и желания, мои любопытство и личные интересы. И я читаю Платона или Махабхарату, увлекаюсь традициями Древнего Египта и Индии, занимаюсь йогой и медитациями, даже участвуя в добровольческих и экологических акциях, находясь внутри этой оболочки, я бы сказал, даже укрывшись в ней. И попробуйте вытащить меня оттуда — изнутри я вас просто не услышу.
Вот и вопрос: как бы мне родиться и увидеть людей вокруг, а не свои эмоции по их поводу, услышать их голоса, и откликнуться на них…