2007 год ЮНЕСКО объявила Годом чтения. И неслучайно: мы стали меньше читать. Наши дети стали меньше читать. Они могут часами сидеть за компьютером, но очень быстро устают за книгой. Специалисты говорят, что у них формируется «клиповое сознание»; его следствие — всеобщая безграмотность. Но это лишь верхушка айсберга. Страшнее то, что у ребенка, отвернувшегося от книги, черствеет душа, он теряет способность сопереживать, его внутренняя жизнь становится очень бедной.
В определенном смысле мы, то есть родители, сами виноваты в этом. Из семьи уходит культура совместного чтения. Если в семидесятые годы в 80% семей читали вместе с детьми, то сегодня только в 7%. Мы сами лишаем ребенка той магии, которая возникает, когда наш маленький «мудрец», смотрящий на мир глазами сердца, отправляется вместе с нами в путешествие по страницам интересной книги. И ведь с помощью звучащего слова можно не только познакомить маленького человечка, вступающего в жизнь, с разными ее сторонами, но и подарить ему свою любовь, свое отношение к тому, что мы читаем. Ведь когда мы читаем вслух, мы перед ним как на ладони — и возникающее взаимопонимание будет ему опорой в дальнейшем.
Говоря о первых книгах детства, Мамин-Сибиряк писал: «Детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту почву семян. Дети благодаря именно этой книжке сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ».
Но что же читать в этом раннем возрасте? Выбор может быть самым разным, но есть один беспроигрышный вариант — обратиться к сказкам, которые хранят тысячелетний духовный опыт человечества и испокон века служили для воспитания подрастающего поколения. Сказки потрясают, утешают, отгадывают загадки. Они полны юмора, надежды, сострадания, нравственности и жизненной мудрости. Они могут стать для ребенка надежным защитным валом от искажающих мир комиксов, от парализующего влияния телевизора, который погружает душу в неестественную пассивность, не дает развиваться воображению и творческим способностям.
Но самое главное — сказки говорят с ребенком на образном языке. Ему понятен этот язык, он сам постоянно творит образы, для него все вокруг живое, поэтому он не удивляется, что камни, растения, животные могут разговаривать. Посмотрите, как ребенок играет: он сам творит сказку, поэтому мир сказок его захватывает, дает пищу для его души. А это так важно! Ведь, как заметила однажды Марина Цветаева, «то, что знаешь в детстве, знаешь на всю жизнь и что не знаешь — не знаешь на всю жизнь».