Наверняка каждый из нас сталкивался с таким необъяснимым явлением как дежавю, когда что-то видимое нами впервые кажется нам очень знакомым и родным, и мы не можем вспомнить, где же мы видели это? Или, встретив впервые какого-то человека, мы испытываем необъяснимую симпатию к нему или, наоборот, антипатию? Или в опасной ситуации мы принимаем интуитивное решение, которое мог принять только очень опытный человек? Знакомо? Или кого-то вводят в состояние гипноза и он, впервые сев за фортепиано, начинает играть как заправский виртуоз, или рисовать картины как Ван Гог. Или нам до фанатизма нравится, например, культура древней Японии, или Руси, или Индии...
Вы никогда не задумывались о причинах этих явлений? Как объяснить подобные проявления нашей психики, где истоки этих интуитивных чувствований и прозрений? Может всё это ерунда и не стоит на это обращать внимание, списать всё на аберрации сознания, генетическую память, коллективное бессознательное и успокоиться? Или всё-таки стоит попробовать разобраться? С чего же начать?
Мне кажется, что начать можно с одной очень логичной и очевидной мысли — для подобных вещей должна быть какая-то Причина.
Такие явления появились не сейчас и не вчера, они появились, как только появился сам человек. И философы древности не могли обойти этот вопрос стороной. Обратимся за ответом к отцу западной философии Платону, который полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире, мире Идей. Платоновское учение о припоминании (ана́мнес, ана́мнесис, др.-греч. ἀνάμνησις) определяет основную цель познания как припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спуститься на землю и воплотиться в человеческое тело. Предметы объективного мира служат лишь для возбуждения воспоминаний души, являясь своего рода напоминалочками, триггерами, отсюда и эффекты дежавю, интуитивные озарения. Мы просто вспоминаем то, что уже когда-то знали или видели. В диалоге «Федон» повторяется утверждение о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.
В известном труде Е. П. Блаватской «Ключ к Теософии» мы также встречаем понятие реминисценции, но уже в более развернутом виде. Там говорится, что реминисценция это «...не способность или качество нашей физической памяти, а интуитивное восприятие, происходящее помимо и вне нашего физического мозга. Оно, вызываясь к действию вечно сущим знанием духовного Я, является причиной всех видений, считающихся обычно аномальными — начиная от картин, возникающих перед мысленным взором гения, и кончая бредом, возникающим при лихорадке и даже при безумии — видений, которые наука считает не существующими нигде, кроме как в воображении...». И далее: «... реминисценцией мы называем память души. Именно эта память предоставляет почти каждому человеку (понимает он это или нет) убедительное свидетельство того, что он уже жил прежде и должен будет жить вновь...»
Получается, что все эти проявления нашей внутренней жизни: эффект дежавю, интуитивные озарения, спонтанно проявившиеся способности и т.д. могут быть серьёзным доказательством того, что мы живём не один раз, т.е. подтверждают теорию Перевоплощения. Мы не помним своих прошлых воплощений потому, что после смерти наши временные оболочки, представлявшие собой нашу личность, распадаются, и подробности жизни не сохраняются. Однако в бессмертной части нашего существа могут сохраняться очень яркие события, пейзажи, облики, ситуации, навыки и озарения, оставившие след в нашей душе.
Можно также эту идею использовать и в практических целях — чем больше мы будем замечать таких явлений в своей жизни, не пробегать мимо, тем более будет восстанавливаться связь с нашей бессмертной сущностью.
И в заключение хочется привести замечательные строки Вордсворта:
Рожденье наше — сон, забвенье;
Душа, в нас спящая, — звезда —
Гостившая в иных владеньях
Издалека пришла сюда...