Существуют два твердых убеждения, с которыми, по моим наблюдениям, большинство людей приходит на занятия в нашу философскую школу. Что каждому человеку необходимо развиваться, совершенствоваться и что развитие заключается в приобретении новых знаний. И хотя на первый взгляд все это может показаться очевидным, то чем дальше, тем больше мне оно таковым не кажется.
Самосовершенствование
Давайте попробуем разобраться с первой мыслью: о необходимости самосовершенствования. Действительно, каждый из нас с определенного момента в жизни начинает осознавать, что он может быть лучше, что он может стать лучше, сделать самого себя лучше.
Причина в том, что из всех творений на земле человек является единственным незаконченным. Все остальные (минералы, растения, животные) являются более-менее идеальными и не нуждаются в улучшении. Потенциал же человека в самосовершенствовании огромен вследствие того, что его воля свободна и он может выбирать. Об этом прекрасно говорит в своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола:
... принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!
Ну а что же означает «стать лучше»? Что именно во мне может и должно стать лучше? Мне кажется, очень полезно размышлять об этом и самостоятельно приходить к выводам.
Могу ли я, например, сильно улучшить свое тело? Вряд ли. Пределы изменений жестко заданы природой, и все, что от меня зависит (и что нельзя забывать), — это поддерживать тело в оптимальном, здоровом, работоспособном состоянии.
Свою бессмертную душу я тоже вряд ли смогу улучшить, изменить. Просто потому, что слишком мало знаю о ней. Что же остается? — Моя психика: ментальная и эмоциональная сфера, те достоинства, которые я могу приобрести.
Это очень похоже на то, о чем говорил Аристотель: человек должен совершенствоваться в том, что присуще только ему, то есть в добродетелях. Минералы развивают прочность и способность сопротивляться, растения умеют расти и развиваться, животные являются лучшими «специалистами» в эмоциональной и чувственной сферах. И лишь человек способен контролировать эти сферы своим разумом, то есть сознательно выбирать лучшее и следовать ему. Это и означает проявлять достоинства, добродетели.
Познание
Если с самосовершенствованием все более-менее понятно: нужно лишь не промахнуться с выбором цели, — то с познанием вопросов гораздо больше. Может ли познание, или, как часто говорят, расширение горизонтов познания, само по себе быть целью? Является ли оно тем, к чему стоит стремиться?
Давайте не будем спешить с выводами.
Человек приобретает знания всю свою жизнь. Сначала учится грамоте, чтобы читать и писать. Потом получает среднее образование, чтобы мочь ориентироваться в современном мире. Потом может получить высшее образование, которое требуется для некоторых профессий. Можно учиться вождению, чтобы получить права. Можно изучить новый язык, чтобы читать и общаться на нем...
Заметьте, всегда есть какое-то «чтобы». Познание и обучение всегда имеют контекст, цель. Вне этого контекста они как бы теряют смысл. Я всегда обучаюсь «для того, чтобы».
Так возможно ли познание как самоцель? Для меня это большой вопрос.
И второй вопрос: в каком случае познание оправдано? Ради чего?