Сегодня я увидела, как поворачивается колесо времени. Я заговорила о повороте, потому что само время убедило меня, что все на свете линии изогнуты, и даже на прямом пути в бесконечность мы движемся по спирали.
Загадочная форма спирали хранит в себе другую, более великую, тайну — тайну эволюции. Ее кольца никогда не лежат в одной плоскости, они поднимаются, окружая центральную ось. И кольца эти не одинаковы — поднимаясь, они уменьшаются, и самые маленькие из них оказываются выше других и ближе к оси сознания спирали.
Если мы представим Время в виде подобной спирали, нам нетрудно будет понять, что человек проходит через такие же «кольца»-периоды развития, что и другие формы жизни, о которых мы сейчас не будем упоминать, хотя и находится ближе к вершине эволюционной спирали.
Много раз на страницах акропольских изданий мы говорили о приближении «нового средневековья». Мы изучили его особенности, изучили хорошие и дурные черты, отличающие любой период «межвременья», находящийся «посередине» между двумя эпохами (что и отражается в его названии).
Много раз мы подвергали анализу историю и пришли к выводу, что колесо времени неумолимо приближает нас к новому средневековью.
Но сегодня я увидела это своими глазами.
Нет, я не прочла об этом в книге, не услышала от какого-то выдающегося мыслителя, не беседовала об этом со знатоками философского подхода к истории. Я просто увидела это — на улицах, в людях, в моде и даже в образе жизни.
Известно, что формы жизни временны и преходящи, но они отражают определенный образ мысли и чувства — пусть лишь отчасти, но все же отражают.
Остановившись на минуту, перестав бродить по этому огромному «супермаркету» — современному миру, где так много вожделенных для человека вещей, — можно ясно увидеть изменение вкусов, моды в сторону ужасающего упрощения, не лишенного, однако, свойственной средневековью силы — жестокой и невежественной, конкретной и простодушной. Кажется, что все возвращается, поворачивается вспять, но не из-за регресса или экономического упадка, а в поиске сути прошлого, которому требуется дать новую жизнь в новом свете.
Колесо времени совершило поворот, час настал — и все колокола возвещают о приходе средневековья. Пластик уже не в чести, ему предпочитают тепло дерева и холод металла — настоящее взамен лицемерия искусственного. Игрушки уже не представляют только фантастические миры космических путешествий и битв, а постепенно возвращаются к формам рыцарским, воинским и благородным — к войне с открытым забралом, а не к столкновениям существ, упакованных в скафандры и капсулы. На картинах все реже появляются непонятные стилизованные фигуры — плоды чьего-то самовыражения, а их место на полотнах и гобеленах занимают средневековые дамы и рыцари в длинных одеждах. Фабричные изделия — чудо начала XX века — уже не считаются верхом совершенства: сегодня больше ценится ручная работа, то, что несет отпечаток личного и человеческого. Мода стала больше закрывать, чем открывать, а если и открывать, то в силу необходимости, а не ради бесплатного зрелища. В дома возвращаются цветные стекла, коллекции бабочек и чучела птиц; огромные люстры из дерева и металла напоминают о подсвечниках и факелах. Мы вновь испытываем тягу к уединению, и слово «очаг» обретает свой первоначальный смысл.
Сегодня я увидела то, что нельзя объяснить просто требованиями моды. Конечно, все новое — хорошо забытое старое, и мы неизбежно повторяем старые формы. Но почему именно эти формы, а не какие-то другие? Само это повторение имеет психологический и символический смысл. Обращение к средневековым образцам влечет за собой, естественно, и необходимость следовать средневековым нормам, но не столько в одежде или украшениях, сколько в том, что эти одежды или украшения вызывают в памяти.
Человек сегодня остро нуждается в освобождении. Однако освобождение это обычно ложно понимается. Человеку надо освободиться от нагромождения слишком сложных схем, надуманных и бессодержательных, которые все более лишаются смысла и цели. Ему нужно вернуться к самому себе и искать те истины, о которых не говорит ни одна теле- или радиопередача, не пишет ни одна газета. Ему нужно вновь открыть для себя чудо человеческого труда, наполненного подлинным достоинством, — когда результат рождается на глазах творца: сегодня нам гораздо дороже обычный цветок, который мы поливаем собственными руками, чем самый совершенный шуруп, созданный на конвейере безликой бригадой.
Но самое главное — Бог снова среди людей, он снова стал необходим им. Уже давно, с предыдущего поворота колеса истории, его забыли, забыли почти все. Но теперь человек снова начинает искать Бога, пусть пока робко, в самых простых формах искусства, в замкнутом и сосредоточенном образе жизни, в безыскусной искренности, в трудной, но продуктивной работе, в Вере, в той Вере, что пока не имеет имени, но освещает собой все средние века — и минувшие, и грядущие.
Сегодня я увидела, как движется Время. Его ход неумолим, и оно увлекает нас к лучшему будущему, которое сегодня видится как средневековье, но на самом деле принесет проявление сознания в человеке, сознания никогда не дремлющего, подобно волшебным неувядающим цветам.