Пока человек живет, он стремится к счастью. А счастье определяется как то, единственное, к чему стремится каждый человек.

Счастье похоже на древнейший символ Уроборос, свернутую змею, кусающую саму себя за хвост. Неизвестно где его начало и имеет ли оно вполне определенный и ожидаемый конец. Замкнутый круг или все же разрешимый парадокс?

 

Уроборос

Около 12 лет прошло, прежде чем в 1922 году Альберту Эйнштейну была присуждена Нобелевская премия по физике. Но не за теорию относительности, как ожидалось, а «за заслуги перед теоретической физикой и, особенно, за открытие закона фотоэлектрического эффекта».

По распространенным сведениям это известие он получил во время своей успешной поездки по Японии. Там в номере отеля Imperial Hotel Tokyo он не нашел чаевых, чтобы расплатиться с посыльным. Вместо этого ученый написал на двух листках бумаги несколько слов, которые в будущем принесли бы работнику отеля большую прибыль. На одном листке было записано следующее: «Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем стремление к успеху в сочетании с постоянным беспокойством».

Записка А.Эйнштейна, содержание которой впоследствии неофициально назовут «Теорией счастья Эйнштейна», 1922 г., Токио

В этом предложении из 13 слов содержится важная мысль, что стремление к материальным благам, которые часто сопровождаются славой и успехом, не делает человека абсолютно счастливым. В погоне за ними он теряет один из главных компонентов счастья это душевный покой. Эйнштейн говорил: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».

В современном философском словаре под счастьем понимается состояние человека, который удовлетворен своим существованием, потому что понимает смысл жизни и осуществляет свое человеческое предназначение. Это особое внутреннее состояние, которое полностью зависит от самого человека: никто и ничто внешнее не может сделать его счастливым.

В биографическом романе Майи Бессараб «Лев Ландау», посвященном жизни другого нобелевского лауреата, приводится яркий диалог между физиком и его женой Корой:

— Такая милая женщина и такая несчастная! — сокрушалась Кора.

— Стыдно быть несчастной, — возразил Дау. Сказал, как припечатал.

— Но ведь это не зависит от человека.

— Именно от каждого человека и зависит его счастье. За редкими исключениями.

Лев Ландау также выводил формулу человеческого счастья: в жизни в пропорциональном соотношении должны быть представлены «работа, любовь и общение». Если хотя бы одного из компонентов становится меньше, то человек, по мнению ученого, неизбежно ощущает себя несчастным.

Аристотель же в своем трактате «Политика» пишет: «Сложилось мнение, будто действительные причины счастья заключаются во внешних благах; но это все равно как если бы причину блестящей и прекрасной игры на кифаре стали усматривать скорее в самом инструменте, а не в искусстве играющего». Под инструментом в этом контексте можно понимать и труд, и отношения, и общение, и славу, и материальные блага… Но если ломается инструмент, то значит ли это, что и причины для счастья у человека исчезают? Перестает ли он от этого быть музыкантом или быть счастливым?

Конечно, успешная работа, взаимная любовь и плодотворное общение делают человека более счастливым, но если его счастье полностью зависит от каких-либо внешних факторов, то сложно говорить о подлинном счастье. Потому что такое «счастье» недолговечно и чаще всего лишает душевного покоя.

Счастье не зависит ни от чего внешнего. Его источник изначально уже находится внутри человека, в его понимании и осуществлении своего смысла жизни. Именно поэтому змея Уроборос заглатывает не чей-либо, а свой собственный хвост.

На втором листке, оставленном в гостинице посыльному, Эйнштейн написал более загадочные слова: «Где есть Воля, там есть Путь». Эта емкая цитата нуждается в более подробном толковании, но в дополнение «теории счастья Эйнштейна» можно заключить: лишь свободный человек, постигший смысл своей жизни, знает, как ему быть счастливым. Его счастье находится в его собственных руках и мыслях.

You have no rights to post comments