В жизни каждого человека присутствует материальное и духовное. Мы это знаем, ощущаем, но не всегда точно понимаем значение этих понятий. И не всегда можем ясно сформулировать принципиальную разницу между духовным и материальным. Давайте попробуем разобраться.
В чем вопрос?
В современной жизни вопрос о духовности чаще всего встает в трех основных случаях:
- Религиозная вера. Верующий человек признает основой существования нематериальную сторону мира. Он верит в Бога и берет за основу своей веры постулаты своей религии. Можно ли назвать любого верующего человека духовным? Достаточно ли искренней веры и соблюдения религиозных догм для того, чтобы быть духовным?
- Техники самосовершенствования. В XX веке на запад проникли всевозможные восточные теории и практики. Сегодня вам предложат йогу, медитацию, различные виды боевых искусств и оздоровительных практик, помогающих человеку стать лучше. Люди стремятся раскрыть чакры, пробудить Кундалини и выйти в астрал. Развивает ли это все духовность в человеке?
- Что делать остальным? Среди наших современников достаточно много атеистов и тех, кто не практикует ничего восточного. Они живут обычной жизнью. Можно ли их назвать бездуховными, если они не уделяют внимания всему вышеперечисленному?
Разберемся в понятиях
В наше быстротечное время не всегда получается задумываться о смысле используемых понятий. Отсюда большая путаница и простор для манипулирования: говориться может одно, подразумеваться другое, а осуществляться на практике третье. Поэтому всегда важно определяться в понятиях и в их смысле.
Понятие «материального» очень широко. Строго говоря, весь наблюдаемый нами мир материален. И мы сегодня точно знаем, что значительную часть материального мы пока не в состоянии наблюдать и регистрировать. Что же объединяет все возможные состояния материи?
Ее свойства. С философской точки зрения у материи есть устойчивые отличительные признаки. Все материальное, в первую очередь, стремится к сохранению самое себя и воспроизводству собственной формы. В этом смысле все материальное в каком-то смысле «эгоцентрично»: оно сосредоточено на собственной безопасности, комфорте и воспроизводстве. Материальное всегда действует в личных интересах, в интересах части целого.
В противоположность материальному, духовным можно назвать то, что действует в интересах целого, проявляя тем самым некий больший, всеобщий закон. Дух стремится к действию не ради самое себя, а ради целого, ради всеобщего.
Конечно, подобные утверждения нельзя считать определением. В таких глобальных сферах вообще затруднительно что-либо определять. Но важно уловить общий принцип: мы имеем дело с двумя взаимодополняющими началами в Природе. Материя эгоистична, Дух — альтруистичен. Материя поглощает, Дух — излучает. Материя заботится о себе, о части целого, Дух — действует в общих интересах.
Духовен ли человек?
Счастье и беда человека в том, что он несет в себе оба этих начала: и материальное, и духовное. Счастье потому, что благодаря духовному началу человек может подняться в своем развитии до невероятных высот и, как говорили мудрецы древности, стать почти равным Богам. Беда потому, что материальное начало более развито и может настолько увлечь человека, что он опустится до животного состояния.
Так какого человека можно назвать духовным?
Того, кто проявляет свое духовное начало. Человек в каждый момент времени разный, мы действуем под руководством разных побуждений. Поэтому мы не являемся материальными или духовными постоянно. Наша духовность (или ее отсутствие) может проявиться только в момент поступка, когда мы совершаем то или иное действие, руководимые либо материальным началом (действуем в своих интересах), либо духовным (действуем в интересах целого, то есть ради блага других).
Именно поэтому апостол Иаков и говорит, что «Вера без дел мертва есть». То есть одной веры недостаточно для того, чтобы быть духовным. А Александр Мень, продолжает развивать эту мысль: «Духовность есть та сфера, где рождаются вера, любовь, постижение красоты». Так что любое малое, но искренне сделанное доброе дело будет проявлением духовности, а бесконечное чтение молитв и практикование хитромудрых асан может ничего общего с нею и не иметь.