Обучение теософского ученика-сотрудника включает в себя основные положения Теософии, а также основы мировых религий.
Такое обучение может быть глубоким или поверхностным. Глубина не означает погружение во множество деталей — по правде говоря, именно уход в детали может сделать человека поверхностным. Любая деталь полезна только тогда, когда она укладывается в определенную модель или связана с целым — тогда она разделяет значимость этого целого. Если ум забит не связанными между собой фрагментами или деталями, это препятствует как истинному пониманию, так и способности действовать на практике.
Мудрость не статична, она подобна жизни — ей необходимо дышать и двигаться. Тот, кто стремится действовать мудро, должен обладать абсолютно открытым умом, в котором много пространства для движения и который гибок в действии. Чувство глубины возникает из понимания важности той или иной истины или учения. Ученик на духовном пути, а также теософский сотрудник, осмысляя нечто глубоко внутри себя, размышляя над природой глубоких истин, которые составляют основу Мудрости, может научиться гораздо большему, чем просто читая книги.
Все наши сотрудники и ученики смогут только выиграть, если каждый что-то поймет. Мы должны свободно обсуждать друг с другом эти темы, и никто не должен бояться говорить, думая, что его сочтут невежественным. Разве нам важно, что кто-то сочтет нас более невежественными, чем мы есть на самом деле? Наши обсуждения не только дают нам возможность высказаться и выразить себя, но и услышать, что скажет другой человек.
Мы не должны слушать поверхностно или вполуха. Обычно во время дискуссии или разговора каждый уделяет тому, что говорится, только часть своего внимания, остальная же часть его ума занята размышлением над тем, что он сам скажет чуть позже. Мы редко слушаем других с полным вниманием и пониманием. Но на наших встречах и конференциях мы можем тренироваться в умении слушать. Мы слушаем человека, если он нам интересен, и если мы можем слушать его должным образом, то скоро приобретем и умение говорить, даже если никто не будет давать нам уроки этого искусства.
Мы все станем работать лучше, если действительно посвятим себя работе. Чтобы чувствовать вовлеченность в работу, надо иметь к ней живой интерес, а прежде чем у нас появится этот интерес, нам следует узнать, что же это за работа, чего мы действительно стремимся достичь нашими лекциями, книгами, рекламой и т. д. Цель всего этого — помочь людям посмотреть на вещи иначе, однако сначала мы сами должны научиться видеть их иначе, чем видит весь мир. Не так уж легко видеть вещи такими, какие они есть, а не только в свете идей, которые мы узнали из общепринятых источников и которые закрепились в нашем уме.
Каждый из нас должен научиться размышлять обо всем самостоятельно, это единственный способ подготовиться к тому, чтобы направлять других или помогать им. Лидер — это не тот, кто пытается командовать другими, заставляя их думать так, как он хочет, руководствуясь своими собственными мотивами. Такие лидеры есть среди политиков разных партий, и их последователи превращаются в стадо овец и просто повторяют идеи своего лидера. Чем меньше таких лидеров будет в нашем теософском движении, тем лучше. Каждый теософ должен научиться управлять самим собой, и ни другие люди, ни его собственные прошлые мысли не должны подталкивать его. Он должен помогать людям управлять самими собой, открывать в самих себе и проявлять самое лучшее, самое прекрасное и ценное. Это единственный вид руководства, который послужил бы на благо нашего Общества, а оно должно быть подобно духовному государству, где каждый сияет своим собственным светом и этим вносит свой вклад во всеобщее просветление мира.
Журнал "Теософ". Август 1959
Англ.: A Word to the Student. — Прим. перев.