Что есть Истина? Она в том, чтобы просто говорить правду, избегать притворства, быть абсолютно честным с собой и другими? Или в том, чтобы поступать так, как считаем правильным, независимо от последствий, которые это может иметь для нас самих? Что есть Истина с большой буквы? Не является ли она лишь абстракцией, в которой мы ищем якорь спасения во всепоглощающем потоке времени? Существует ли такое понимание Истины, которое охватывает и то, чем являемся мы сами, и все остальное?
Говоря об Истине, мы имеем в виду элемент абсолютности, представление, что Истина первична, а не вторична или производна.
Николай Ге. «Что есть истина?» Пилат и Христос. 1890 г.
Когда человек выражает себя таким, каким является, и выглядит таким, какой он и есть, тогда он, несомненно, обладает истинностью в действии, истинностью перед самим собой. Таково деяние, что является обратной стороной бытия. То, чем он является глубоко внутри себя, есть истина его бытия, а то, что он делает и чем кажется другим, должно вытекать из этой истины, соответствовать ей. Искренность, полное отсутствие двуличности является, по крайней мере, элементом выражения той Истины, что находится внутри сокровенного «я» человека и не проявляется во внешнем мире.
В каждой вещи есть истина, это истина ее бытия, то, какова она по своей сути. Эта истина может отличаться от того, чем эта вещь кажется, или даже от того, как она проявляет себя. Эта истина есть в нас, и именно её мы должны cначала открыть в себе, прежде чем сможем видеть истину в других.
Каждая добродетель есть форма истины; ибо что такое достоинство? Об этом слове много рассуждают. Но, в сущности, достоинство — это то качество, с помощью которого нечто проявляет себя. И мы тогда говорим: «В этом много достоинства». Это воздействие, проистекающее из самой природы вещи. Если истина — природа вещи, то достоинство — сила, присущая этой вещи и связанная с ней, подобно тому как связаны Бог и Шакти (или Сила) в индийской философии. Эта точка зрения подтверждается этимологией слова «достоинство», корень которого virtus, или vir означает «энергия». Именно благодаря такому толкованию достоинство было объявлено (например, Рёскиным) мужественной доблестью.
Достоинство состоит в том, чтобы правильно распоряжаться энергией, правильно применять ее.
Если Истина в самой природе нашего бытия, а все достоинства являются способами, с помощью которых действует энергия этого бытия, то все достоинства являются формами Истины. Истина есть бытие; достоинство есть деяние, или действие. Но бытие и деяние неразделимы, ибо ни на одном из планов никто не может действовать или поступать иначе, чем в соответствии с тем, кем является.
Глава из книги «Интересы человека»
Перевод: Виктор Кононенко. Редакция: Леонид Мебель.