Сегодня мне снова попалось на глаза выражение «это нужно сделать любой ценой!», и оно заставило задуматься. Мое первое впечатление от этой фразы вполне позитивно. В ней видится образ волевого, целеустремленного поступка, с полной концентрацией усилий и, возможно, даже имеющего качество самопожертвования.
Однако, другое прочтение может указывать на беспринципное и аморальное действие, в результате которого страдают люди (когда мы «идем по головам»), или теряется внутреннее достоинство.
Действительно, имеем ли мы право достигать целей «любой ценой»? Быть может, мы иногда и должны действовать «любой ценой»? И если «да», то во имя чего?
Я благодарен философам-стоикам за предложенный ими ключ к пониманию и действию.
Оказывается, в каждом поступке, мы имеем, как минимум, две задачи.
Первая — достичь поставленной цели в больших или маленьких делах: купить продукты в магазине, отдохнуть летом на море, осуществить тот или иной проект или спасти человеческую жизнь…
Вторая — сохранить свое человеческое достоинство, не изменить самому себе. Эпиктет иронизирует по этому поводу, говоря, что важно не просто «помыться в бане», но и остаться при этом хорошим человеком. Ведь велико искушение, особенно в неблагоприятных обстоятельствах, все свое внимание сосредоточить на первом и позабыть о втором. Стоики же предлагают сместить акцент, и называют это способностью «жить согласно с природой».
Эпиктет:
Это не просто — только лишь назначение человека исполнить. Ведь что такое человек? Живое существо, говорят, обладающее разумом, смертное. Как раз в этом обладании разумом от кого мы отличаемся? От зверей. И от кого еще? От баранов и тому подобных. Так смотри же, не делай ничего, каким бы то ни было образом, как зверь. Иначе ты утрачиваешь человека, не исполняешь его назначения.
Эпиктет
Звучит, надо признать, достаточно сурово. А Эпиктет, усиливает и конкретизирует:
Смотри, не делай ничего, как баран. Иначе и так утрачивается человек. Что же мы делаем, как бараны? Когда мы делаем что-то ради чрева, когда ради похоти, когда необдуманно, когда грязно, когда невнимательно, куда мы склоняемся? К баранам. Что мы утрачиваем? Обладание разумом. Когда споря, причиняя вред, злобно, напролом, куда мы склоняемся? К зверям.
Иными словами, каждый поступок имеет свое нравственное измерение, и принципиально важным оказывается стремление проявить свою подлинную человеческую природу. И, быть может, сделать это нужно именно «любой ценой», вернее — ценой всего остального?
Что есть это «все остальное»? То, чего мы желаем, или чего пытаемся избежать в своей жизни. Все желаемое стоики называют «предпочтительными безразличными вещами»: материальное благополучие и вкусная еда, удобная кровать на ночь и крепкий утренний кофе, вообще — комфорт, хорошее образование и успешная карьера, красивая внешность и физическое здоровье, уважение и любовь со стороны других людей, и так далее… И, наконец, — сама жизнь, ценность которой ныне признается безоговорочно.
И наоборот, «непредпочтительные безразличные вещи» — нечто противоположное: нищета и болезни, боль и страдания, порицание и сама смерть…
Почему все это «безразличное»? Потому что от этого не зависит нравственное достоинство и добродетельная жизнь. Более того, достижение или избегание чего-либо из категории «безразличного» не может быть осуществлено ценой отказа от добродетелей, ценой измены своей человеческой природе.
Философ-стоик Сенека поясняет эту идею следующим образом:
Есть большая разница между радостью и болью. Если будет выбор, я к первой буду стремиться, второй избегать: ведь радость естественна, а боль противоестественна. При такой оценке разница между ними огромная; а если перейти к добродетели, то и тут, и там, и в радостных обстоятельствах, и в прискорбных, она одинакова.
Сенека
Иными словами, человек должен стараться не ставить под угрозу свою добродетельность, а остальное — как получится, хотя по-человечески хочется, чтобы было радостно.
Пример нравственного выбора дает нам Сократ, хотя мы не можем в полной мере его понять. Почему он пошел на смертную казнь, хотя имел возможность спасти свою жизнь? После оглашения судом смертельного приговора, который был вынесен по ложным обвинениям, друзья Сократа подготовили побег. Но он предпочел умереть, выпив из чаши с ядом. Возможно, он чувствовал свой долг перед жителями Афин, к которым, по его собственному выражению, он был приставлен в качестве овода, чтобы «будить души». Платон в диалоге «Критон» говорит устами Сократа, что его (Сократа) моральный долг — соблюдать законы, даже когда они оказались несправедливыми, поскольку нельзя манипулировать подобными вещами в угоду себе. Сократ любил людей и осознавал свою ответственность перед ними. Хотел бы продолжить жить, но решил умереть. Почему? Мы не знаем. Это выбор Сократа. Очевидно, что нашлось нечто более ценное, чем сама жизнь.
Наш жизненный выбор зачастую проще…
Ну, например, я хотел бы отправиться с друзьями в путешествие по Италии и готов в обмен на это пожертвовать деньгами, и своим временем, чтобы их заработать. Это вещи из одной категории. Но, ради денег и путешествия я не готов пойти на ограбление, и тем самым допустить бесчестность и жестокость.
Конечно, мы все несовершенны, мы не можем совершать абсолютно правильные во всех отношениях поступки. Кроме принципиальности, нужна и гибкость, чтобы следовать не только букве, но и духу этого стоического подхода.
Но, тем не менее, упражняться можно ежедневно:
- Хотеть отдыхать, если устал — естественно… , но не любой ценой.
- Соблюдать принципы «здорового питания» — прекрасный выбор…, но не любой ценой.
- Получить повышение в должности — прекрасно…, но не любой ценой.
- Защищать природу от загрязнения — наш общий долг…, но не любой ценой и уж точно не ценой ненависти к людям.
- Хотеть быть любимым — кто ж этого не хочет…, но не любой ценой.
Список ситуаций можно продолжить бесконечно.
Главное — не забывать, что в каждом поступке, что бы мы ни делали, всегда присутствует одна внутренняя задача: оставаться хорошим человеком. А все остальное — как Бог даст.