Зачем нужны философские школы и ученичество, если человек так или иначе идет по пути эволюции? Может и нет необходимости в философских школах, может в наш век вопросы эволюции стоит отодвинуть на задний план? Может стоит понимать обучение сугубо в практическом смысле и после завершения университета лишь посещать необходимые курсы, оставить вопрос о духовном совершенствовании и посвятить себя полностью текущим задачам?
Множество людей вокруг меня даже не задаются такими вопросами. Они просто в определенные периоды жизни испытывают тоску или пустоту, печаль, а иногда необъяснимую злость. Потому что человек — существо особенное. Включает в себя и тело, и душу, и дух. У духа внутри нас тоже существуют потребности. И это дух внутри нас ищет ответы на вечные вопросы, это дух нуждается в ученичестве.
Если вглядеться в прошлые тысячелетия, мы постоянно натыкаемся на свидетельства существования духовных орденов, философских школ, обществ. Они накапливали, хранили, создавали и передавали нетленные знания. И не делай они бы этого, мы бы остались без удивительных творений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альберта Дюрера, не было бы великолепных готических соборов, произведений Вагнера. Не было бы того, без чего мы не мыслим западной культуры. Философские школы, будь это Пифагорейская школа или Платоновская академия, являли собой не только ковчег, но и отклик на духовные нужды и потребности, а затем сами являлись импульсом для возрождения человечества в той или иной сфере. Изучая историю философских школ и обществ, я заметила очевидное сходство их с нейронами: они принимают «электрический» сигнал мудрости и передают его дальше. Они словно звенья цепи, соединяющей и увязывающей мир в единое целое. Если бы я искала слово, отражающее суть философских школ, то я бы воспользовалась словом «цитоплазма». То, без чего нет возможности жить. Философские школы — это мост, ступени, именно с ними мы способны совершать духовное восхождение. Это то, что делает эволюцию возможной. И именно поэтому наш дух всегда будет вести нас в особое место: в школу, где учат быть в единстве с миром, в единстве с законами природы, где можно обретать себя лучшего.
Нейронная сеть
Каждая школа предполагает ученичество, взаимодействия ученика и учителя. Каждая школа предполагает обучение. Но если ребенок автоматически приравнивается к тому, кто активно воспринимает материал, то взрослый автоматически приравнивается к тому, кто уже обучен. Нужен ли взрослому учитель? С точки зрения науки не просто нужен, а никакое развитие, никакая осознанная жизнь не существует без него. Многие, конечно, могут сказать, что я сам себе учитель. Я не умаляю достоинств самообразования. Но все же с научной точки зрения внутренняя трансформация возможна лишь при наличии учителя.
К этому выводу я пришла после подробного знакомства с онтогенезом: как и организм не может воплотиться в то, что содержит первая оплодотворенная яйцеклетка без особого взаимодействия клеток друг с другом, так и человек не может воплотиться, реализовать все задуманное в нем, воплотить свои лучшие потенциалы без такого же взаимодействия. Что же это за особое взаимодействие? На определенных этапах развития выделяются особые белки-маркеры, которые взаимодействуют с клетками вокруг, вызывая ответные реакции в них. Как можно заметить, ответ кроется в самой природе. Никакая клетка в нашем организме не трансформируется сама по себе. Даже первая клетка — яйцеклетка взаимодействует с окружающей средой и только затем дифференцируется на два типа. И учитель дает тот самый импульс, откликаясь на который ученик движется по пути воплощения себя лучшего. Однако важно помнить, что это не природа воздействует на клетку. А клетка, нуждающаяся в трансформации, начинает взаимодействовать со средой. Так и ученик призывает учителя в свою жизнь.
Все эти общие размышления приоткрыли мне глубокую внутреннюю потребность: идти осознанно по ученическому пути. Именно ученичество помогает воплощаться человечеству. Именно мы, как ученики, являемся теми белками-маркерами, которые запускают внутреннюю эволюцию. А взаимодействие с учителями открывает в нас учеников.