Каждый народ из века в век передавал легенды о священных, скрытых местах, куда нет дороги злу, где царят истина и справедливость, о мудрецах, великих Учителях, которые направляют и поддерживают человеческую эволюцию. В Тибете — это Шамбала, Обитель Света, где живут Махатмы. На Руси — Китеж-град и таинственное Беловодье, вход в которое находится где-то в горах Алтая. В книгах о короле Артуре — остров Авалон. В средневековых легендах — царство Пресвитера Иоанна.

Эти Учителя не работают в одиночестве, у них есть ученики. Совместное служение высоким гуманистическим идеалам и передача универсальной мудрости в традиции называется ученическим путем. От глубокой древности до наших дней мы встречаем упоминания об учениках, следующих этому пути. Многие, наверное, и сегодня мечтали бы на него вступить, но не представляют, с чего начать. Кроме того, существует определенная путаница, когда ученический путь отождествляется исключительно с обучением ученика; когда учитель предстает только как источник знания и мудрости. Такое понимание ведет к известным искажениям, а их лучше было бы избежать в самом начале.

Зов. Аудиовизуальная программа на основе картин Н. К. Рериха. Посвящается Учителям.

Ученики

Какие бывают ученики? Можно найти великое множество ответов. Это и ученик мастера-живописца, и ученик, сдающий на права, и ученик в университете, и ученик, ведущий работу в научно-исследовательском институте. Ученики бывают разные. На первый взгляд, всех их объединяет потребность в знании, в навыке. В том, чем их учитель уже обладает, а они еще нет. И смысл обучения в этом случае заключается в передаче этого знания и навыка от одного к другому: от учителя к ученику. Когда эта передача осуществлена, обучение закончено.

Но только ли знание и навыки передают нам учителя?

Конечно же, нет. Николай Константинович Рерих, учившийся у Куинджи, как-то написал: «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни». Хороший учитель передает ученику вместе со знанием и навыками свое отношение к делу, критерии, мотивы, которыми сам руководствуется, и идеалы, которым служит сам.

Н. К. Рерих, «Приказ Учителя», 1947

Все дело в мотиве

Почему же в итоге ученик остается со своим учителем и следует за ним?

Насколько я понимаю, тут возможны два варианта:

  1. Ученик идет за «секретом». У мастера, учителя есть знание, навыки, опыт, которые нужны ученику. И ученик будет с учителем до тех пор, пока есть возможность получить желаемое.
  2. Ученик служит вместе с учителем одному идеалу. Для ученика важнее знания может оказаться идеал, которому служит его учитель. Ученик разделяет преданность своего учителя этому идеалу и испытывает потребность в служении ему. Как в случае Рериха, в котором Куинджи разбудил потребность в Прекрасном; до последних дней своей жизни Рерих служил этому идеалу.

В реальности, само собой, эти два мотива почти всегда объединяются. Я прихожу к учителю за тем или иным знанием, но вместе с тем перенимаю его отношение к жизни. Или, наоборот, мы вместе с моим учителем служим одному и тому же идеалу, а в процессе служения мне приходится многое узнать и многому научиться.

Да, в реальной жизни эти два мотива всегда смешаны. Но один из них всегда является главенствующим, первичным. Только один из них будет главным. Если основной мотив для ученика — получить «секрет», то этот процесс правильнее будет назвать обучением. Если ученик идет за учителем в первую очередь по любви и ради совместного служения, то это больше напоминает тот самый ученический путь, с которого мы начинали.

Н. К. Рерих, «Песнь о Шамбале»

Что же делать?

Что же делать тому, кто сегодня мечтает об Учителе?

Наверное, в первую очередь определить для себя, какой учитель ему нужен. Тот, который научит его, поможет ему стать лучше, или тот, вместе с которым они смогут помочь многим другим? Какая жажда сильнее? На этот вопрос не так просто ответить, и именно поэтому так много путаницы сегодня: мы смешиваем в одну кучу разные понятия.

Если нужен наставник, который обучит и воспитает тебя, то современный мир дает предостаточно возможностей для этого. Коучи, тренеры, мастера всех возможных видов искусства есть практически везде. Здесь затруднений, скорее всего, быть не должно.

Если же основной потребностью ученика является быть полезным миру и другим людям, если он ищет мудреца, который направит его именно в таком служении, то тут потребуется время и усилия. Традиция говорит, что в этом случае ученику нужно время на созревание и подтверждение чистоты этого мотива. Легко обмануться, легко выдать желаемое за действительное.

Именно поэтому в «Голосе Безмолвия» — прекрасном наставлении для всех желающих вступить на Путь — говорится о том, как важно еще до встречи с Учителем научиться бескорыстно работать на общее благо: «... давай свет и утешение трудящемуся путнику и разыскивай того, кто знает менее тебя; кто пребывает в горе безысходном, без Учителя, без надежды и утешения, кто алчет хлеба Мудрости и хлеба, питающего тень; поведай ему о Благом Законе».

Так что же делать? Мне кажется, ответ проще, чем может показаться. До встречи с Учителем стоит сознательно и упорно делать то, что ты планируешь делать после того, как его встретишь. Возможно, именно по этому мотиву, этому труду и его результатам Учитель и сможет узнать тебя, когда придет срок.

 Н. К. Рерих, «Сияние Шамбалы»

You have no rights to post comments