Время от времени в обществе, будто приносимые порывами ветра, возникают определенные идеи — было бы правильнее их назвать «ментальными формами», — которые вызывают отклик у большинства людей.
Одна из них — это идея свободы. Это слово, почти всегда вырванное из контекста, употребляется применительно к любому роду человеческой деятельности и даже смыслу жизни.
Как правило, под свободой понимается комплекс разного рода благ и привилегий, которые, если присмотреться к ним поближе, весьма любопытны: речь идет о том, чтобы иметь полную независимость, не быть связанным ни с чем и ни с кем, не брать на себя обязательств, чтобы потом не быть вынужденным отвечать за свои действия, слова, мысли... Иными словами — отрицание ответственности и боязнь лишиться чего бы то ни было.
Но оказывается, что эта свобода не разрывает узы, а скорее, наоборот, опутывает ими.

 


МНИМАЯ СВОБОДА
Ей свойственны:
ОДИНОЧЕСТВО — поскольку если ты ни к кому не привязан, не могут возникнуть те чувства, о которых мечтают все человеческие существа, даже если тщательно это скрывают. Нет друзей, нет глубокой и верной любви, есть лишь случайные компании, которые хороши на пару дней.
НЕУВЕРЕННОСТЬ — поскольку если ты ни к чему не привязан, тебе не на что опереться. Ничто не поддерживает в жизни, потому что любая идея и любая идеология внушает страх — страх узнать их или даже приблизиться к ним. Поэтому ясно, что рано или поздно беспокойство разрушает характер того, кто не в состоянии ответить самому себе на такие жизненно важные вопросы, как «откуда я?» и «куда иду?», без ответа на которые, к тому же, теряет смысл вопрос «что я делаю в этом мире?».
ДУХОВНАЯ СКУПОСТЬ, которая есть не что иное, как боязнь потерять что-либо ценой ограничения своей свободы. Но что терять, если ничего не имеешь? Вакуум, в котором живешь? Удобство жить в этом вакууме, который ни к чему не обязывает, кроме как поддерживать его, чтобы ничто не нарушило этого хаоса самоизоляции?
Но тогда мы спрашиваем:  во имя чего эта свобода?


ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Мы знаем, что это понятие не пользуется большой популярностью среди тех, кто числит себя в авангарде человеческой мысли. Они представляют себе обязательства как вечную цепь, не позволяющую ни продвигаться вперед, ни изменяться, цепь, удерживающую нас у первого же камня, который встретится на пути. Тем не менее, осознавая, что идем против течения, мы считаем, что принятие на себя обязательств — это одно из наиболее зрелых действий, которые мы можем предпринять, поскольку:
- Для того чтобы принимать на себя обязательства, надо, прежде всего, учиться этому — получать представление об имеющихся в нашем распоряжении возможностях и уметь разумно пользоваться своими знаниями, сопоставляя эти возможности.
-Обязательства предполагают возможность выбора. Хотя и велико число тех, кого угнетает необходимость решиться на что-то, вся жизнь — это постоянный выбор. И если мы не можем постоянно и осознанно брать на себя обязательства, сама жизнь будет делать выбор за нас, бросая из одной ситуации в другую, устраивая так, чтобы от частых и чувствительных ударов смогла пробудиться наша решимость делать то, что нам в любом случае предстоит сделать.
- Обязательства несут в себе здоровую дозу гордости, поскольку побуждают нас реализовать свой выбор — в любви ли, призвании, работе или стремлении к идеалу...
- Обязательства развивают волю, потому что помогают нам проявить твердость в своем выборе.
- Обязательства наделяют добродетелью преданности, так как невозможно не любить и одновременно быть преданным тому, что является выражением нашего свободного выбора.
- Обязательства не являются чем-то жестким, напротив, силой воли или сознания они вынуждают нас исправлять ошибки, которые мы совершаем, и тем самым помогают нам быть гибкими, мобилизоваться внутренне и внешне и расти во всех смыслах.
- Обязательства создают единение с теми, кто имеет те же обязательства, и это единение особого свойства, не поддающееся определению, — единение без страха, проникнутое ощущением братства, солидарности, понимания и согласия.
- Обязательство ставят перед нами все новые и все более высокие цели по мере того, как мы достигаем намеченного. В результате жизнь обретает тот смысл и тот масштаб, которых в противном случае не было бы.

Характерно, что люди, нравится им это или нет, фактически (но часто неосознанно) оказываются связаны своими обязательствами с различными вещами, от которых невозможно убежать. Однако они бывают так искусно завуалированы, что внешне ничем не напоминают западни и оковы, каковыми на самом деле являются.
Так, существуют «обязательства» перед модой, и настолько определенные, что, независимо от своего желания, ты в конце концов вынужден уступить и носить то, то носят другие, идет ли речь о теле, о душе или об уме.
Существуют «обязательства» и перед страхами, которые проникли в нас. Все боятся разного рода зол, которые считают неизбежными и называют болезнями современного общества, и вынужденно реагируют на них — бегством либо агрессивностью.
Существуют «обязательства» в отношении принятых в обществе идей. Когда какая-либо идея, к чему бы она ни относилась, завоевывает рынок общественного мнения, становится практически невозможно ей противостоять — иначе тебя наградят званием сумасшедшего, реакционера, сектанта и т. п. С другой стороны, человеку, который, увлекшись своей псевдосвободой, не выработал собственных критериев, очень трудно определить, когда он думает самостоятельно, а когда его подталкивают, пусть даже он и не чувствует руку, направляющую его.
Существуют «обязательства» перед слабостью («не делай ничего, пусть делают другие») и перед другими пороками, рядящимися в добродетели («что в этом плохого, если все это делают и ничего страшного с ними не происходит?»).
Существуют «обязательства» перед невежеством. Дезинформация, или манипулируемая информация, ведет к тому, что никто не знает, что происходит на самом деле в большинстве случаев; а другой стороны, человек лишен возможности делать разумные выводы в такого рода ситуациях.
Существуют «обязательства» перед нестабильностью, которая стала своего рода визитной карточкой нашей эпохи, перед постоянными изменениями ради изменений. Нет ясных и четких целей. Призывы и лозунги действительны только на один день, а дальше — поживем-увидим... «Завтра изменим» — это единственный воспринимаемый сигнал продвижения, при этом не важно, куда ведет изменение, если оно вообще куда-то ведет.
Учитывая сказанное выше, мы вновь утверждаемся в мысли о том, что философ не боится обязательств, а, напротив, превращает их в разумное орудие действия, на которое можно опереться при продвижении вперед. Чего он действительно боится, так это мнимой свободы, которая производит эффект губительного снотворного.
Лучше сознательно взятые на себя обязательства, нежели бессознательная псевдосвобода. Последняя рано или поздно обернется тюрьмой, из которой не убежать. Обязательства — это русло, по которому течет река нашей жизни. Будем же свободны — научимся выбирать, научимся брать на себя обязательства с радостью и верой в себя. Так поступали все великие Учителя, сегодня безмолвно указывающие курс, которым должно следовать человечество.

You have no rights to post comments