Тема добра и зла вечна. Вечна в своей непознаваемости, ведь никому по сей день не удалось дать точного определения этим понятиям и соотношению между ними. Наиболее общеупотребительным можно назвать философский подход, представляющий зло отсутствием добра. То есть добро имеет источник (как свет), а зло — это просто отсутствие добра (как тьма). Но существует еще масса других определений.
Такие глобальные вопросы, как соотношение между добром и злом, сложно сразу вместить в своем сознании, поэтому мне показалось любопытным рассмотреть один из аспектов соотношения добра и зла. А именно — их проявление в человеке. Если еще конкретнее, то вопрос будет заключаться в том, всегда ли сотворение добра человеком является усилием для него? Если еще проще, то суть вопроса такова: можно ли просто быть добрым или быть добрым всегда означает внутреннее усилие, которое предпринимает человек?
Вот, например, рок-группа «Воскресенье» как-то спела: «Я добрый, но добра не сделал никому». Бывает ли такое? Можно ли быть добрым, не делая добра? Ответ, похоже, не такой уж очевидный.
Если продолжить аналогии, то добро и зло можно сравнить со светом и тьмой, с теплом и холодом. Температура — относительное понятие. Когда все вокруг одинаковой температуры, можно ли говорить о том, что есть теплое и холодное? О чьей-либо теплоте можно будет говорить только в том случае, если его температура повысится, он станет теплее и, как следствие, станет передавать свое тепло другим. То есть быть теплым — не означает иметь какую-то конкретную температуру, а означает быть теплее окружающих и согревать их.
То же самое можно сказать о свете: быть светлым — не означает достичь какой-то определенной яркости. Это означает становиться светлее и давать свет окружающим. То есть быть теплым и светлым — это не уровень, не состояние, а это всегда усилие быть чуть-чуть лучше. Чуть-чуть теплее и чуть-чуть светлее.
Применимо ли это к доброте? Означает ли это, что быть добрым — это всегда усилие, что нельзя быть добрым по определению?
Ответ не очевиден, особенно, если вспомнить слова Иешуа из «Мастера и Маргариты», считавшего, что вообще все люди добрые.