Высшим видом действия является действие прямое и мгновенное. Но прежде, чем мы сумеем достичь такой степени силы, нам нужно очистить себя как инструмент. Мы должны начать с чистого действия, без всякого желания получить личную выгоду или какое-либо самоудовлетворение, которое может принести его выполнение. Такая реакция часто бывает подсознательной, невидимой, словно тень, которую человек оставляет за собой, повернувшись к свету. Зачастую она тонка и с трудом поддаётся анализу. В осуществлении действия не должно быть элемента привязанности к удовольствию, которое это действие приносит. Когда действие не вызывает реакции, оно не связывает.
Свобода от Кармы есть свобода от реакции, то есть от возвращения тех сил, что мы посылаем. Посланная сила возвращается к нам, потому что сталкивается с сопротивляющейся средой, с непреодолимым кольцом, которое не может разорвать. Мы можем рассматривать это сопротивление как волю Бога. Между субъективной истиной и объективным фактом всегда есть соответствие, поскольку субъективное и объективное порождаются одной и той же субстанцией, или Реальностью; они являются двумя сторонами неделимого, неосязаемого плана.
Действие оказывается самым красивым и эффективным, когда оно возникает из спонтанного внутреннего движения в основе нашей природы, то есть тех элементов, которые активны в строении индивида. Это движение происходит в плоскости, так сказать, перпендикулярной той, куда полетит стрела, направленная в цель.
Какой должна быть природа основы действия, каковы качества, определяющие эту основу? Термины, в которых даётся ответ на этот вопрос, могут отличаться в зависимости от точки зрения. Я перечислю некоторые качества, о которых обычно не упоминают, когда речь идёт о сильном и эффективном действии, а затем добавлю несколько других.
Во-первых, должна быть чистота, отсутствие какого-либо мотива, намерения, желания или мысли причинить боль или бросить хоть малейшую тень на чистое счастье другого, не говоря уже о таких грубых составляющих, как недоброжелательность и злоба.
Во-вторых, необходима мягкость, делающая действие максимально полезным человеку, на которого оно направлено; даже если это хирургическая операция, она должна быть проведена без лишней боли; нужна умеренность как идеальная адаптация к потребностям человека, которому мы хотим помочь.
В-третьих, честность, чтобы в этой адаптации не было и следа обмана или слабости.
В-четвертых, благоразумие и осмотрительность, без которых любому действию будет не хватать ясности и определённости и оно не сможет осуществляться надлежащим образом.
В-пятых, мы нуждаемся в упорстве и усердии, ибо, поскольку мы работаем во времени, каждое действие должно продолжаться в течение периода, когда испытывается твёрдость намерения, и часто цель достигается только после определённых проверок, размышлений и отклонений по ходу движения.
И наконец, должны быть такие качества, как справедливость и ответственность; без первого любое действие неправильно, а второе даёт возможность осознать обязательства, накладываемые на нас каждой ситуацией, и место отдельного действия в той более широкой схеме, которая с высшей точки зрения является работой по содействию Божественному Плану.
Знание без действия не только притупляется, но и остаётся чисто ментальным, так называемым знанием. Действие без истинного знания может быть только реакцией сложной, непросвещённой природы, различным частям которой не хватает как согласованности, так и уравновешенности.
Путь действия для каждого индивидуума запутан и его собственной Кармой, и хитросплетениями того сложного узла, в который разделяется и скручивается его ментальность. Он должен одновременно распутать этот узел — с помощью любви и истинного знания — и проложить свой путь во внешнем мире с помощью силы духовной воли и решительности. А истинное знание присуще философу, который видит истину открытым оком интуиции.
Существует мгновенное решение, когда нет дилеммы или выбора, когда точное направление действия спонтанно определяется изнутри, когда правильное изучение и оценка ситуации производят внутри человека гармоничное движение, результатом или задачей которого является определённое действие. Существует сила намерения, и она сохраняется, когда неудачи, порождённые внешними объектами или препятствиями, совсем не затрагивают волю. Чистая воля движется по своему собственному, самоизолированному пути. Препятствия могут помешать действию, потому что они находятся на одном и том же плане. Но они не могут удержать фундаментальную волю. Сила заключается в выносливости, концентрации и направлении энергии, а не в насилии; в равновесии совершенного самоконтроля при любом действии, которое контролирует или касается других людей.
Глава из книги "Интересы человека".
Перевод: Виктор Кононенко. Редакция: Леонид Мебель.