Понимание судьбы в традиционных культурах
Что Бог ни делает — все к лучшему. Фаталистическое отношение к жизни было распространено всегда, и особенно в древности. Судьба представлялась, да и сегодня порой представляется, всемогущей, часто недоброй силой, перед которой человек ощущает себя жалким и беспомощным и которой бессмысленно противостоять и противиться. Удивительно, но даже в нас стремление делать по-своему, добиваться своего сочетается с опасением «как бы чего не вышло», с мыслью «лучше не гневить судьбу».
Впрочем, в этом мы похожи на древних римлян, веривших в fatum — рок, неизбежность, силу судьбы, неподвластную человеку, довлеющую, повелевающую. «Согласного судьба ведет, несогласного тащит насильно»; «Твое дело — хорошо играть роль, которую тебе доверили. Выбор же этой роли — дело другого», — говорят римские философы-стоики Сенека и Эпиктет. А поэту Эзопу принадлежат слова: «Нельзя ничего изменить в своей судьбе». Мужество и достоинство, умение принимать уроки судьбы с благородством и терпением — вот добродетели истинного стоика.
А столетия спустя такой гордый и честолюбивый человек, как Наполеон, скажет: «...мудрой и хорошей политикой является делать то, что повелевает судьба, и идти туда, куда увлекает нас неодолимый ход событий».
Неумолимые мойры, греческие богини судьбы, прядут нить жизни человека. Клото держит прялку, Лахесис прядет нить, Атропос обрезает ее, когда срок приходит. Любопытно, что и в Скандинавии три норны плетут судьбы людей и всего сущего, а в древней Аравии божество судьбы изображалось с ножницами и путами.
Но судьба не только всесильна и неумолима. Еще она отличается завидным непостоянством.
Судьба играет человеком...
Капризная Фортуна, судьба-насмешница не глядя разбрасывает дары из рога изобилия: «Иному судьба — мать, иному — мачеха» (русская пословица). Непостоянная и непредсказуемая, она с легкостью отнимает у человека все подаренное ему: «Кого судьба одевает, того она и раздевает» (арабская пословица). Поэтому пользуйся случаем, человек, и лови подарки судьбы, пока она благосклонна. Англичане говорят: «Если Фортуна стучится в дверь, открывайте не мешкая».
Но как же герои, бросающие вызов судьбе? Как же великие люди, действующие «вопреки»? Ведь не случайно Шекспир задает устами Гамлета вопрос:
Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?1
Судьба, завидуй!
И снова Шекспир: «Люди — часто хозяева своей судьбы; в том, что мы рабы, виноваты, милый Брут, не звезды, а мы сами».
В русском языке наряду с пессимистическим «все от Бога» есть выражения «бросить вызов судьбе», «смотреть судьбе в глаза», можно сказать «бороться с судьбой». Однако такая активная позиция, скорее, не свойственна традиционным культурам, она наследие идеи о безграничных возможностях человека, возникшей в эпоху Возрождения и Просвещения. К XIX–XX векам такая позиция окончательно утвердилась. «Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают» (Брайан); «У нас будет та судьба, которую мы заслужим» (Эйнштейн).
Когда Бог дает черствый хлеб, он дает и крепкие зубы2
Многие народы верили, что судьба человека зависит от благосклонности богов. При этом Бог всегда любит того, кто сам себе помогает. И будет ли он милостив, зависит от того, как живет человек, к чему стремится, пытается ли он понять божественную волю и жить в соответствии с ней. Индусы говорят: «Победа достается от Бога, но воин должен сражаться изо всех сил», словенцы: «Проси у Бога хорошего урожая, но не переставай пахать». «Все хорошее и плохое, что вы делаете, вы делаете самому себе», — учит Коран. Своими сегодняшними делами мы создаем свою будущую жизнь. «Каждому будет по делам его», — говорит Библия. В нашей жизни нет жесткого детерминизма, наша судьба творится дважды — извне и изнутри. Извне даются условия, предназначение, но лишь мы и только мы в силах реализовать его.
В скандинавской традиции высшая сила определяет судьбу человека, но одного этого недостаточно: недостаточно получить свою удачу — ее надо постоянно подтверждать и подкреплять своими делами. Герой становится героем постепенно, осуществляя свою судьбу!
Радуясь Небу, знать свою судьбу3
Иногда от нас требуется не противоборствовать судьбе, а поменять свое отношение к ней. «Если хочешь, чтобы предметы изменились, измени свое мнение о них», — говорит римский император-стоик Марк Аврелий. Западный человек, как правило, отделяет себя от судьбы, в нашем представлении судьба — это чуждая сила, которой можно противостоять или которую скрепя сердце надо мужественно принимать, «нести свой крест».
Восточный менталитет не знает этого противостояния, этого разделения. Волю Неба китаец не может даже мыслить как нечто чуждое, враждебное ему, напротив: «Небо не оставляет человека в отчаянии»; «Небо справедливо, земля обладает Дао». Предназначение человека в том, чтобы сделать землю согласной велениям Неба, привести к Дао.
В буддизме понятия судьбы и тем более рока не существует в принципе. Человек сам отвечает за свою жизнь. Слово карма в восточной философии и культуре не означает ни рок, ни фатальную неизбежность, ни тем более произвол и игру случая. Это наработанное, содеянное, нажитое самим человеком, не более и не менее. Это абсолютная Справедливость и нравственный закон. Человек сам выбирает, быть ему увлекаемым цепью неизбежных событий колеса сансары, когда каждое последующее существование превращается в своего рода «день сурка»: родился, подрос, женился, состарился, умер, родился (извините за несколько вольную трактовку буддийских нидан) — или вырваться из колеса необходимости, обрести Мудрость, открыть дверь усилием собственного духа.
———————————————————————
1 Пер. М. Лозинского.
2 Немецкая пословица.
3 Китайская пословица.