Никто не сможет поставить их в упряжь,
Никто не сможет смирить их пулей,
Их копыта не оставляют следа,
Они глядят вслед движущейся звезде.
Б.Г.
Звездный единорог, битва льва и единорога, единорог и прекрасная дева... Какое дело нам, ныне живущим, до странного мифического существа, то ли созданного воображением людей, то ли реально существовавшего в незапамятные времена? Почему вдруг в XX веке образ единорога так увлек многих художников, писателей, поэтов? К этой теме обратились Йейтс и Рильке, Лорка и Элиот, Тенесси Уильямс, Желязны, Шекли... Совсем недавно мы видели единорога в заколдованном лесу вместе с Гарри Поттером. А оглянувшись назад, встретим его у Шекспира, Босха, Кэрролла, Рабле. В мировой культуре этот удивительный зверь уступает по популярности, пожалуй, только дракону. Что же в нем такого особенного?
Среди множества символов, сопровождавших человека на протяжении всей истории, единорог, или моноцерос, занимает особое место. Самые ранние его изображения относятся к III тысячелетию до н.э. — они обнаружены на печатях городов долины Инда. Единорог — один из самых священных символов древней эпохи. Это мифическое существо появляется в древнеиндийских, иудейских, персидских священных писаниях — в «Атхарваведе» (в мифе о потопе говорится, что «отец человечества» Ману привязал свой корабль к рогу единорога), в «Махабхарате», «Рамаяне», в Ветхом Завете и т. д. Его внешность меняется — он то бык, то громадная рыба, неизменным остается лишь огромный рог. В греко-римской традиции его изображали с «телом лошади, головой оленя, ногами слона и туловищем кабана».
Но как бы единорог ни выглядел, он был символом присутствия в нашем мире особой силы, невидимой, подспудной, держащей и хранящей его в изначальной целостности. В древнерусской «Голубиной книге» единорогу посвящены такие строки:
Живет единорог
во святой горе,
Он проход имеет по
подземелью,
Прочищает все ключи
источные:
Когда единорог-зверь
поворотится,
Вскипят ключи все
подземные,
Потому единорог-зверь
всем зверям царь.
Став благодаря своему величию, справедливости, мудрости, благородству одной из любимых геральдических фигур, единорог украсил гербы королевских династий и личные гербы многих замечательных людей прошлого. Он был символом Елизаветы I, короля Якова I, а в России — графа П.И. Шувалова, некоторых великих князей.
Его рог, «растущий из середины лба, тверже железа» — это ось мира, точка опоры, необходимая для существования. Винтовой, «закрученный, подобно пылающей шпаге», он рассказывает о циклах, по которым развивается мир вокруг этой оси. Его сравнивали с лучом солнца, соединяющим земное и небесное. Два рога, слитые в один, символизируют изначальное единство, гармонию противоположностей — вечного и тленного, земного и небесного, инь и ян. Единорог принадлежит целостности мира, а двойственность — это свойство земного. В Китае единорога называли ци-линь (ци означало мужское начало, линь — женское) и почитали как символ совершенного добра. Белый цвет, цвет полноты, породившей все остальные цвета спектра, ставит его над временем, над земной реальностью. «Все вещи исходят из Единорога», — говорится в древнем герметическом трактате.
В средние века и эпоху Возрождения меняется представление об облике единорога: это белая или серебряная лошадь с длинной гривой и винтовым рогом, — теперь он осмысляется еще и как символ чистоты и непорочности. Поэтому в поэзии трубадуров и искусстве Ренессанса одним из любимых становится сюжет о прекрасной деве и единороге.
Как говорят легенды, этот зверь, которого невозможно ни укротить, ни поймать — хотя тысячи людей охотились за ним в жажде заполучить очень дорого ценившийся рог, — завидев чистую, непорочную девушку, доверчиво подходил к ней, клал голову на ее колени и так засыпал. Ему нужно было на земле что-то, что приняло бы его свет — не запачкав, не уничтожив. Этим таинственным «нечто» становилась душа Прекрасной дамы, глубины которой, как спокойное озеро, могли принять в себя звездный свет и наполнить все вокруг особой красотой — красотой, сокровенные истоки которой в глубоких таинствах мира. Чистота дамы — это чистота сердца, способного отразить свет, и благодаря этому в душе дамы вечно живет магия прекрасного, небесное очарование.
От изображения девы с единорогом трудно оторвать взгляд — это как мандала мира, его вечная формула, свет льющийся и свет хранимый... На память приходят чаша Грааля и копье короля, фиал и Авалон — все принадлежащее и не принадлежащее этому миру, частица Вечного, частица Неба, того, что никогда не будет загрязнено и никогда не умрет.
Человек все-таки придумал, как ловить единорогов... Те же из них, что уцелели, ушли к далеким горам. С тех пор люди ищут этих красивых животных — уже не ради денег, обращаются к их образам снова и снова, будто пытаясь найти то, что когда-то было потеряно, и восстановить утраченные связи.
Дополнительно:
Утром, после восхода, единорог опускал в воду свой рог и выпивал из реки яд, чтобы другие животные могли пить воду в течение дня. Я это наблюдал своими глазами.
Йохансон из Гезе,
утрехтский священник (XIV в.)
Описание единорога оставил живший при дворе персидского царя Дария II древнегреческий историк и врач Ктесий Книдский: «У них белые туловища, красные головы и темно-синие глаза. На лбу у них рог длиной около локтя».
В России единорога еще называли инорогом, инрогом, ипроком и индрик-зверем. В русских азбуковниках XVI–XVII веков его представляли так: «Зверь подобен есть коню, имать рог велик, тело его медяно, в розе имать всю силу... Подружия себе не имать, живет 532 лета».
Это сказочное животное было у нас столь популярным, что его изображения появлялись даже на артиллерийских орудиях, одна из разновидностей которых получила название «единорог».
В алхимии единорог является символом Меркурия, преобразующей субстанции, которая заставляет совершенствоваться незрелые и несовершенные тела, и поэтому «провозглашается в алхимии как salvator, или Хранитель»
(К.-Г. Юнг).
В Китае единорог — вестник великих перемен, прихода идеального властителя. Впервые единорог появился при знаменитом Желтом императоре Хуан Ди, чье правление было исполнено благополучия; и сам отнес властителя в царство мертвых, когда тому пришла пора умереть.
Единорог, по преданию, явился матери Конфуция, когда она была беременна, и опустил ей на руки нефритовую табличку с надписью: «Сын хрустальной горы будет увековечен на закате династии Чжоу и будет королем без короны».