Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Исход

Как часто, глядя на горы, мы устремляемся в своих мыслях к их белоснежным вершинам, с которыми связано множество легенд, мифов, преданий... Их высочайшие пики представляются нам дворцами бессмертных небожителей, а вулканы — подземными кузницами богов огня.
В ее символическом значении гора является осью мира, местом соединения неба и земли, точкой пересечения двух пространств — человеческого и божественного.
Такая священная гора есть почти в каждой стране.


МЕРУ
Среди горных вершин я — Меру,
обиталище богов.
Бхагавадгита
Согласно древнеиндийской космологии, эта гора, обитель богов, возвышается посреди полярного рая, в самом центре мира, и над ней сияет Полярная звезда. Меру концентрическими кругами окружают, чередуясь друг с другом, семь континентов и семь океанов. На ее склонах берет начало небесная Ганга, которая потом разливается на четыре реки, текущие на четыре стороны света. Название «Меру» происходит от слова mе-ri — «гора огня».

КАЙЛАС (Тибет, 6714 м)
Эта неприступная вершина посвящена Демчоку — гневной ипостаси Будды Шакьямуни. Тибетское название Кайласа — Канг Ринпоче — переводится как «драгоценный камень снегов». Неподалеку от горы находятся два священных озера, на ее склонах берут начало четыре великих реки Азии — Сатледж, Инд, Брахмапутра и Карнали. Многие столетия Кайлас почитают последователи индуизма, буддизма, джайнизма и тибетской религии бон. Индуисты и буддисты отождествляют его с мифической горой Меру, где, согласно легенде, находится небесный трон Шивы и его супруги Парвати. В джайнизме он отождествляется с мифической горой Аштапада. В религии бон почитается как девятиярусная гора, на вершину которой основатель этой религии сошел с неба.


ФУДЗИ (Япония, 3776 м)
Вон она — Фудзи-гора —
Тростинкой очерчена
На утреннем инее.
Мацуки Тантан
Фудзи — это не только гора. Аборигены Японии — айны называли этим именем древнюю богиню огня и связывали с ним понятие о нерушимой, вечной жизни. Наверное, поэтому гора стала символом Японии и ее почитают как священную и синтоисты, и буддисты. Вулканическая горообразовательная деятельность здесь началась около 600 тысяч лет назад, но каков возраст Фудзи, точно неизвестно. Обманчива и ее внешность: она смотрится как единое целое, на самом же деле вершина горы образована тремя отдельными сопками — Комитаке, Ко Фудзи и Син Фудзи; у подножия ее северного склона лежат пять озер. И как вишневое дерево весной усыпано чудными благоухающими цветами, так и Фудзи вся окружена храмами и святилищами. Считается, что на ней обитают ками — духи гор, ручьев, деревьев, всего, что живет.
По одной из легенд, название Фудзияма, «неумирающая», связано с легендой о лунной деве по имени Кагуя и влюбленном в нее юноше Микаро. Он так не хотел расставаться с любимой, что сумел подняться за ней с вершины этой горы, по облакам, до лунного дома Кагуи.


АРАРАТ (Турция, 5165 м)
И перестал дождь с неба... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый
день месяца на горах Араратских.
Бытие
Легендарный Арарат... Чего только не повидал он за долгие века! Какие только народы не жили у его подножия — турки, хетты, ассирийцы, арабы, персы, армяне, а еще греки и римляне, монголы... Потому и имен у него много. Одно из них — Agri Dadi — означает «печальная вершина», курдское название Ciyaye Agiri можно перевести как «огненная гора». Арарат — это название и горной системы, и вершины, известной прежде всего по Ветхому Завету. Это место, где после всемирного потопа, великого цикла очищения, остановился ковчег Ноя. Оно неприкосновенно: здесь последний причал, конец пути. И здесь же — начало творения нового мира: воды спадут, на небосклоне засияет солнце, появится радуга, и круг жизни начнет новое вращение.

СИНАЙ (Египет, ок. 3000 м)
Гора же Синай вся дымилась оттого,
что Господь сошел на нее в огне.
Исход
Ее название переводится как «лунная гора»: слово sin связано с именем вавилонского бога Луны — Сина. Нельзя указать на конкретную вершину и с полной уверенностью сказать, что это и есть Синай. Чаще всего библейский Синай отождествляется с асимметричной горой Джабал Муса — «Моисеевой горой» на Синайском полуострове. Согласно Писанию, здесь Господь явился Моисею в неопалимой купине, а позднее библейский пророк получил на ней 10 заповедей. Эту гору считают священной иудеи, христиане и мусульмане.

ОЛИМП (Греция, 2917 м)
Вершина Олимпа, как повествует миф, окутана золотыми облаками; здесь можно совершить переход в эфир — пятый элемент природы. Согласно Гесиоду, на этой горе обитают бессмертные, давшие начало людскому роду. Олимпийские небожители принимают в свой круг лишь лучших из героев — тех, кто сумел преодолеть свою смертность и стать божеством. Таков, например, Геракл, чье восхождение на Олимп началось с совершения 12 подвигов. Там он получил в жены богиню юности Гебу, символически этот брак означает, что герой достиг бессмертия.
С Олимпа Прометей принес людям искру божественного огня, добытую в горниле Гефеста.

ПЛАМЕННЫЕ ГОРЫ
Названия многих священных гор связаны с огнем или луной, и эта связь имеет глубокое символическое значение.
В традиционных учениях психическая сфера человека часто уподоблялась луне. Однако ее призрачного, отраженного света недостаточно, чтобы постичь истину. Для этого человек должен взойти на вершину своей лунной горы и зажечь на ней огонь солнца — огонь духа. Священная гора — это и архетип внутренней горы в человеке. Достигнув ее вершины, можно познать самого себя. Это — пятая сторона света, вертикальная ось, соединяющая наши внутренние небеса и преисподнюю, по которой мы либо устремляемся вверх — к познанию, либо падаем в бездну, теряя даже то, что знали.

ПУТЬ НА ГОРУ — ПУТЬ К САМОМУ СЕБЕ
Восхождение на священную гору — это символическое восхождение к центру мира. А такому путешествию всегда предшествовали очистительные обряды, церемонии, помогавшие физически и психологически подготовиться к паломничеству, сосредоточиться на его цели.
Восхождению на внутреннюю гору, встрече со своим личным божеством также предшествует долгая подготовка — по укреплению моральных устоев, наполнению своей повседневной жизни любовью, самоотверженностью, милосердием.
На вершину нельзя идти обремененным: при каждом шаге вверх даже малый камешек, что мы взяли с собой, обращается в тяжеленную глыбу, и его необходимо отбросить. К вершине человек приходит в чистоте, в смирении и одиночестве, в тишине ощущая незримое божественное Присутствие. Так достигается цель — постижение корня и причины всего сущего, постижение самого себя. Так совершается переход от профанного к священному, от смерти к жизни, от человека к Богу, от существования в коротком отрезке времени к неведомым горизонтам вечности.

You have no rights to post comments