Капитель французского собора Святой Марии Магдалины в Везле. Как все просто, на первый взгляд! Один засыпает зерно в жернова небольшой ручной мельницы. Другой подставил мешок — и собирает муку. Около восьми столетий прошло с тех пор, как рука безымянного скульптора высекла в камне эту бытовую сценку из повседневной жизни столь далекого уже от нас средневековья. А нам все понятно. Что мы — не знаем, как из зерна получают муку, а потом пекут хлеб?
Но почему тогда этот сюжет на капители в Везле называют «мистической мельницей». Что в ней мистического?
Если рядом с вами вдруг окажется гид-экскурсовод он обязательно добавит, что зерно на мельницу приносит Моисей. А муку получает апостол Павел. И, мол, сюжет здесь этот — не просто так, а из Священного Писания. И мы увидим и узнаем чуточку больше. И станем еще чуточку умнее. Правда, обычная эрудиция сама по себе стоит не много. А дальше что? Что нам с того? И вопрос по-прежнему останется открытым — почему все же — «мистическая»? Что хотел сказать, передать нам искусный французский скульптор? Почему выбрал именно этот сюжет? Зачем нам сегодня эта притча в камне?
Первые шаги на Пути всегда начинаются с вопросов. Достаточно не пройти безразлично мимо — и мудрый французский мастер будет доволен. Он рассчитывал на это. Рассчитывал на нас – что мы не уйдем без вопроса.
Его учение — простое. Оно ждет. Оно всегда готово раскрыться перед тем, кто внимателен, кто ищет…
Символически «мистическая мельница» — это мельница тайны. Как некий магический инструмент, с помощью которого мудрость прошлого — в лице Моисея — становится мудростью настоящего, сегодняшнего дня — вот почему здесь апостол Павел. Ничто не исчезает. Ничто не проходит бесследно.
Опыт прошлого и наш собственный прожитый опыт нужно поместить в «мельницу», в которой все перемелется и станет мукой для наших будущих осознаний. Так у нас всегда будет пища.