Великий Новгород — Клондайк для археологов
- Информация о материале
- Автор: Наталья Ипатова
Древняя новгородская земля всегда считалась благодатнейшим местом для археологов — ее уникальный состав позволяет сохранять практически в первозданном виде любые материалы. «Находкой тысячелетия» называют самую древнюю книгу, извлеченную из культурного слоя XI в. летом 2000 г. Три деревянных листа — церы, залитые воском, пролежали в земле тысячу лет. Вдумайтесь в эти слова — прошли века и века, пока однажды книгу снова не приняли руки человека. Благодаря своему содержанию (несколько известных псалмов) находка получила название Новгородской Псалтыри. Земля — надежное хранилище, надписи на таком хрупком материале, как воск, еще можно было прочесть, но странички рассыпались на тысячи сравнительно крупных и мельчайших частиц, неимоверно трудно поддающихся реставрации. Никогда еще в мировой практике не проводилась столь сложная восстановительная работа — она продолжалась непрерывно в течение трех лет и была окончена в январе 2004 г. Ценность этого памятника так и не удалось выразить в денежном измерении. Не говоря уже об иной ценности — ведь до сих пор древнейшей славянской книгой считалось Остромирово Евангелие 1056 г. С весны Новгородскую Псалтырь можно будет увидеть сначала в Новгородском музее-заповеднике, а затем она начнет триумфальное шествие по музеям, первым из которых, скорее всего, станет Эрмитаж.
Альфонс Муха. Превращая «земное» в искусство
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Федотова
«Абсолютное отсутствие таланта» — такой безнадежный ответ получил Альфонс Мария Муха от профессора Льготы, когда пытался первый раз поступить в Пражскую Академию изящных искусств. Вряд ли в тот момент и сам юноша, и уважаемый профессор могли представить, каким огромным успехом во всем мире будут пользоваться выставки Мухи.
Его графические работы — это ранний вклад в движение, выносившее искусство в повседневную жизнь.
Рената Ульмер
Любители творчества чешского художника, несмотря на холодную московскую зиму, выстраивались в длинные очереди. Замерзнув окончательно, я вместе с другими попала в небольшой зал, где были выставлены произведения знаменитого художника.
Велико же было мое удивление, когда оказалось, что «произведения» эти по большей части — всего лишь афиши и рекламные плакаты папиросной бумаги, пива или велосипедов. Но несмотря на это каждая из работ — настоящее произведение искусства. На любой из них центральный живописный мотив — дама: стилизованная фигура прекрасной женщины или робкой девушки, где-то мечтательной и даже религиозной, где-то беззаботной и уверенной в себе. Но каждая работа — это изящество, тонкость и грациозность. Муха выражал в своих произведениях эстетические вкусы своего времени, в них видны художественные поиски рубежа XIX–XX веков. Именно в это время рождался новый стиль — «модерн», или «ар нуво» (от французского art nouveau — «новое искусство»).
«Загнанный герой». Великий самурай Минамото Ёсицунэ
- Информация о материале
- Автор: Надежда Нестеренко
Минамото-но Ёсицунэ (1159–1189), великий самурай, известный своей беспримерной храбростью, родился за год до того, как был убит его отец Минамото-но Ёсимото, знаменитый полководец и глава клана. Пришедший к тому времени к власти клан Тайра приложил все усилия, чтобы истребить весь род Минамото. По счастливому стечению обстоятельств большинству детей Ёсимото удалось выжить, но они были сосланы в различные монастыри. Ёсицунэ был отправлен в монастырь на горе Курама. Вообще о детстве Ёсицунэ практически ничего не известно. Легенды утверждают, что вместе с чтением сутр он активно изучал воинское искусство, причем учителями его были мифические существа тэнгу. Ему не суждено было стать монахом — он бежал из монастыря, а позже присоединился к своему старшему брату Минамото-но Ёритомо, поднявшему мятеж против Тайра.
Калат аль Хосн. «Крепость рыцарей»
- Информация о материале
- Автор: Надежда Нестеренко
Зимним утром 1271 г. аз-Захир Сейф-ад-дин ас-Салихи Бейбарс задумчиво смотрел на вырастающие из тумана серые стены, пережившие немало сражений и до сих пор никем не завоеванные. Он еще не знал, что гордая крепость покорится ему, но не сомневался, что победит любой ценой...
Эта могучая твердыня находится на северо-западе Сирии недалеко от границы с Ливаном. Лоуренс Аравийский когда-то назвал его «прекраснейшим замком в мире». И это действительно так. Кажется, что эти величественные стены неподвластны времени. Крак де Шевалье, как в наши дни именуют крепость, что означает «крепость рыцарей» (крак по-арабски «крепость», а chevalier по-французски «рыцарь»), ведет свою историю со времен, предшествующих крестовым походам. Первую небольшую крепость построил здесь эмир города Хомс в 1031 г.
Экологические катастрофы ХХ века
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Считается, что природоохранное право в мире появилось в XIII в. Первым актом был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Первым же сохранившимся экологическим документом принято считать каменную стелу высотой 1,6 м, найденную в Китае и датирующуюся 1549 г. 700 иероглифов, высеченных на ней, запрещают вырубку леса и призывают граждан засаживать лесами опустыненные территории. Декрет, выбитый на стеле, гласит, что любой, кто ослушается приказа не вырубать леса, будет сослан в отдаленные места империи.
Приключения «божественных дилетантов»
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Тема этого номера — «Священное искусство Древнего Египта» — готовилась по материалам недавно прошедшей выставки, подготовленной КЦ «Новый Акрополь» в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой. Об идее выставки, ее особенностях и осуществлении мы беседуем с одним из главных ее организаторов — Дмитрием Петровым, руководителем художественных мастерских Культурного центра, преподавателем философской школы «Новый Акрополь».
• Дмитрий, какова была идея выставки? Почему Египет, а не любая другая культура, почему «искусство» и почему «священное»? В нашем обычном понимании священное — это что-то очень высокое и далекое от человека.
Я не считаю, что «священное» — это далекое от человека. Если верить Владимиру Сергеевичу Соловьеву, человека отличают от всех других существ, живущих на земле, три вещи: чувство стыда, когда ты бываешь не похож на человека, милосердие, чувство сострадания, и чувство священного, стремление к чему-то, что выше нас. Поэтому это так или иначе находится внутри человека — чувство священного, чувство благолепия, божелюбия какого-то. И у искусства, настоящего искусства, есть своя функция — делать человека лучше, добрее, красивее.
Недавно я ездил в Петербург, приехал со всеми своими проблемами, настроениями, трудностями... Пришел в Эрмитаж, посмотрел всего лишь на две картины («Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо), больше не мог успеть — и сам почувствовал, насколько встреча эта может поменять изнутри и состояние, и настроение, и взгляд — взгляд в окно, взгляд на самого себя, взгляд на свои проблемы.
Сегодня я увидела экологию в действии...
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
Сегодня я увидела экологию в действии...
Тема экологии — одна из тех, что заполняют день за днем страницы всех газет и в конце концов превращаются в глобальную проблему человечества. И вот все говорят о спасении Природы, о том, как избежать загрязнения окружающей среды, о разработке высокоэффективных и безопасных технологий. Мы с осуждением смотрим на машины (которые когда-то задумывались как «друзья человека»), с подозрением относимся к горючим веществам, стараемся свести к минимуму отходы и жаждем чистоты, с тоской наблюдая, как древние источники целебных минеральных вод огораживаются табличками с надписью: «Не питьевая»...