Молодой или старый?
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Интересное размышление было недавно. Обычно учимся мы в молодости. Дома, в детском саду, в средней школе, в колледже, институте или университете. И это период больших перемен в нашей жизни — мы не просто копим информацию или осваиваем какие-либо навыки, меняется вся наша жизнь, наше отношение к жизни, наш онтологический статус. Мы узнаем себя, мир, людей, и уже не можем жить по-прежнему…
Но после окончания ВУЗа, как правило, все успокаивается, и дальше мы разве что совершенствуемся в узком профессиональном направлении. Мы перестаем меняться внутренне, и жизнь наша также перестает меняться… Я бы назвал это проблемой, и осмысление ее в свое время помогло мне понять, для чего мне нужна философская школа (куда я пришел на своем первом курсе в университете) — не хочу переставать учиться.
А не так давно я почувствовал, будто натолкнулся на какое-то скрытое внутреннее сопротивление. Более пристально наблюдая за собой, я понял, что причина этого в том, что стало трудно меняться, а ведь учиться — это и значит меняться. Наверное, так проявляется в нас наша старость. Это осознание привело меня к мысли — обычно мы говорим: «пока молод — учись», а я теперь знаю иное: пока я учусь — я молод. И быть старым или молодым — не вопрос времени, а вопрос моего выбора...
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает уймою
надеюсь верую вовеки не придет
ко мне позорное благоразумие
(Владимир Маяковский)
А зачем мы просим прощения?
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Мы любим праздники, но редко задумываемся об их сути. Сегодня социальные сети были переполнены просьбами о прощении, что одновременно радовало и огорчало. Радовало раскаянием, а огорчало порой шаблонностью и непониманием смысла. Вот интересно, надо ли вообще просить прощения?
Вроде бы такой простой вопрос, но попробуйте найти на него не стереотипный ответ, и вы увидите, насколько все непросто.
Правы ли Сократ, Стинг и Мюнхгаузен?
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Даймоний Сократа — гений/божество/внутренний голос, нашёптывавший ему советы, — подсказывал ему, чего не надо делать. Не что ДЕЛАТЬ, а чего НЕ делать. Почему? Ведь ему же, даймонию, не трудно? Объяснить, направить, подтолкнуть, в конце концов…
А подумала я об этом, слушая свою любимую песню Стинга «Shape of My Heart». Она о человеке, играющем в карты. Он размышляет о мастях и перебирает их:
I know that the spades are the swords of a soldier
I know that the clubs are weapons of war
I know that diamonds mean money for this art
But that's not the shape of my heart
Правда ли, что добро — это всегда усилие?
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Тема добра и зла вечна. Вечна в своей непознаваемости, ведь никому по сей день не удалось дать точного определения этим понятиям и соотношению между ними. Наиболее общеупотребительным можно назвать философский подход, представляющий зло отсутствием добра. То есть добро имеет источник (как свет), а зло — это просто отсутствие добра (как тьма). Но существует еще масса других определений.
Такие глобальные вопросы, как соотношение между добром и злом, сложно сразу вместить в своем сознании, поэтому мне показалось любопытным рассмотреть один из аспектов соотношения добра и зла. А именно — их проявление в человеке. Если еще конкретнее, то вопрос будет заключаться в том, всегда ли сотворение добра человеком является усилием для него? Если еще проще, то суть вопроса такова: можно ли просто быть добрым или быть добрым всегда означает внутреннее усилие, которое предпринимает человек?
Как дотянуться до гениев. Лайфхак для читателей и зрителей
- Информация о материале
- Автор: Андрей Букин
Думаю, вы замечали, что когда погружаешься в какую-то тему, да еще и с целью рассказать об этом другим, вдруг начинают твориться удивительные события. Видишь то, что раньше не замечал. Читаешь знакомый текст, и поражаешься новизне и актуальности. А, иногда и вовсе — открываешь в известном, доселе неизвестное, «незамечаемое-до-этого».
Последний месяц я жил совсем рядом с Андреем Тарковским и Ингмаром Бергманом. Читал их книги, читал о них статьи, смотрел интервью, передачи. Фильмы, само собой.
Страхи, рожденные мыслью. Часть 3. Страх «Не сбыться»
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Далеко не всем посчастливилось с детства знать, кем они хотят стать, когда вырастут. И не всем, кто уже вырос, повезло знать, кто он на самом деле.
Мы живем, учимся, работаем, любим своих родных, проводим время с теми, кто нам дорог. Мчимся на любимую работу или, преодолевая себя, идем на нелюбимую. У нас много социальных ролей, мы отождествляем себя с несколькими из них и всегда можем сказать, кто мы есть. Пытаемся следовать предначертанным современным обществом стандартам, и страшно им не соответствовать — засмеют, станут порицать за то, что не сбылась как женщина — замуж, семья, дети: что не осуществился как мужчина — дом, дерево, сын… Не сделал карьеру, не имеешь достойную с точки зрения современных мерок жизнь. И вот стремишься, и достиг, и имеешь… Но иногда, не в самые радостные моменты, вдруг мелькнет мысль: вот я, я живу, делаю то-то и то-то, но это не то, чего я хочу на самом деле. Но чего я хочу? Что не так?
Спасать или самому спасаться? Что первично?
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Существует точка зрения, что быть учителем, вести других людей может только тот человек, который сам достиг уже достаточных духовных высот. Что только освободившийся может освободить других. Из этого часто делается вывод, что нужно вначале долго и упорно заниматься самосовершенствованием, достичь просветления, и лишь потом задуматься об окружающих.
Мне показалось интересным поразмышлять на эту тему.
На первый взгляд, позиция очень ясная и убедительная. Когда, например, вы садитесь в самолет, при демонстрации спасательного оборудования стюардесса говорит вам примерно то же самое. Что при разгерметизации салона вам нужно сначала обеспечить кислородной маской себя, а уже потом — своего ребенка. Сначала ум бунтует: как же так? Ребенок же важнее! Но потом успокаивается и соглашается: правила вполне разумны, ведь без маски вы просто задохнетесь, запаникуете и ни себя не спасете, ни ребенка. Поэтому сначала спасаешься сам, а потом спасаешь ребенка. Вроде все очевидно.