Разновидность гимнастики, восточное единоборство или особый духовный путь? У-шу появилось в России в начале девяностых и, как все загадочное и непонятное, породило множество мифов, слухов и выдумок. И сейчас, через двадцать лет, несмотря на большое количество информации, немногие знают, что представляет собой у-шу на самом деле. Попробуем разобраться.

ВВЕДЕНИЕ

Прошли девяностые с их модой на все новое, в том числе на такое экзотическое явление, как "восточные единоборства". Вышло из подполья запрещенное в СССР карате, а чуть позже, вместе с видеосалонами и гонконгскими боевиками, появилось и у-шу, тогда больше известное под названием "кунг-фу". Следуя моде на диковинный вид боевых искусств, как грибы после дождя, стали появляться всевозможные секции у-шу: занятия проходили по вечерам практически в каждом школьном спортзале.

У-шу в России изменяло свой облик в зависимости от того, что было модным и востребованным. От экзотического непобедимого боевого искусства в начале − к некоему духовно-эзотерическому учению сейчас. Существует несколько современных вариантов ушу:

1. Разновидность спортивной гимнастики. Проходят чемпионаты − местные, региональные, мировые. В обоих случаях спортсмены показывают определенные комплексы движений и получают оценки. Есть большая вероятность, что у-шу станет олимпийским видом спорта.

спортивное у-шу
На соревнованиях по спортивному у-шу

2. Спортивное единоборство. Этот вариант у-шу также сейчас активно продвигается под названием "у-шу саньда" и стоит в одном ряду с такими современными спортивными единоборствами, как кикбоксинг, М1, миксфайт и прочими. Основные различия − в правилах.

3. Восточная оздоровительная гимнастика. Плавные движения рук, рассуждения об энергии, которой можно вылечить чуть ли не все болезни, и определенное эстетическое действие − все это позволяет расширить сознание, да и просто вырваться из современного безумного ритма.

у-шу в медицине

Использование практики у-шу в оздоровительных целях в медицинском исследовательском центре

4. Духовный путь, включающий элементы "чудодейственного даосизма" и даже открывающий возможность обрести бессмертие.

Каждая из этих версий имеет своих приверженцев и последователей. Большинство из них уверены в своей правоте или, по крайней мере, в наибольшей актуальности в современном мире именно того варианта у-шу, который они практикуют. Следует также сказать, что у-шу – одно из явлений, породивших огромное количество мифов и самых нелепых слухов и выдумок.

Давайте попробуем рассмотреть у-шу с нескольких сторон, следуя иногда принципу «от противного» − то есть определив, чем оно не является.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Слово «у-шу» переводится с китайского как «воинское искусство». На одном из южных диалектов китайского языка оно звучит как кунг-фу, а в разные периоды времени было известно также как цюань-шу (кулачное искусство), го-шу (национальное искусство) и под другими названиями.

С происхождением различных стилей и направлений у-шу связано множество легенд и историй. Причем за давностью лет их подлинность зачастую установить трудно, так как они в основном передавалась устно, а письменных свидетельств сохранилось мало.

Тем не менее, попробуем вкратце описать основные категории людей, которые практиковали и развивали у-шу:

  • Армия. Стоит только заметить, что речь идет не о простых солдатах, а о военачальниках. Первые часто набирались из крестьян, и сроки их обучения были невелики. Кроме того, им требовалось не столько изощренное индивидуальное мастерство, сколько навыки сражения в строю. Те же, кто становились командирами, как правило, обучались воинскому ремеслу с детства и были настоящими мастерами боевого искусства, имея при этом и высокий уровень общекультурных знаний. Действительно, целый ряд направлений у-шу возводит свою родословную к тому или иному легендарному полководцу.
  • Охранные агентства. Они получили широкое распространение в Китае в средние века. Основным средством доставки товаров были караваны, и услуги по их охране оказались широко востребованными. Так возникло целое сословие - бяо ("охранники караванов"). Для этих людей у-шу было профессией и способом заработать на жизнь.
  • «Странствующие среди рек и озер». Так в средневековом китайском рыцарском романе (у-ся) называли своеобразный класс людей, к которому относили как странствующих воинов, так и просто разбойников. Успехи и тех и других также во многом зависели от уровня владения у-шу.
  • Тайные общества. За свою долгую историю Китай пережил множество войн, смен одних правящих династий другими. В результате появлялись различные тайные общества, ведущие борьбу как против очередного захватчика, так и против той или иной правящей династии. В их среде также было востребовано воинское искусство как одно из основных средств достижения целей. Изучая биографии многих известных мастеров у-шу, мы можем найти сведения об их принадлежности к тому или иному тайному обществу.
  • Монастырское у-шу. Наиболее известны в наши дни стили, вышедшие из монастыря Шаолинь (или декларирующие свое происхождение от его знаменитых монахов-воинов), а также стили, зародившиеся в даосских монастырях в горах У-Дан. Многие из них имеют не только хорошо разработанную систему приемов ведения боя, но и глубокую философскую базу, а также комплекс сопутствующих умений (оздоровительных практик, медицинских знаний и других).
шаолиньские монахи
Выступление "шаолиньских монахов"

МНОГООБРАЗИЕ НАПРАВЛЕНИЙ У-ШУ И ПОПЫТКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО СТИЛЕЙ

Направлений у-шу так много, что четкой и всеобъемлющей классификации стилей этого боевого искусства не существует до сих пор. Хотя попытки систематизации неоднократно предпринимались, зачастую они приводили к еще большей путанице и рождению новых мифов и легенд.

Так, например, выделяют «внутренние» и «внешние» стили. Согласно этому делению, для «внешних» стилей характерно ярко выраженное силовое ведение поединка. Основной упор в тренировке делается на развитие физической силы, быстроты реакции, крепости костей и сухожилий. Типичным представителем этого направления обычно называют шаолиньцюань (боевое искусство монахов из легендарного монастыря Шаолинь), образ которого у нас сложился на основе псевдоисторических китайских кинобоевиков, а также благодаря широко распространившимся по всему миру шоу с выступлением "шаолиньских монахов".

Во «внутренних» стилях у-шу основной упор делается не на физическую силу и мощь, а на так называемую «внутреннюю работу», развитие скрытых потенциалов человека, в том числе на загадочную энергию ци. Поскольку внутреннее содержание во многих традициях считается более ценным, чем внешняя форма, постольку и внутренние стили считаются более глубокими и утонченными, чем внешние. К наиболее известным «внутренним» стилям обычно относят тайцзицюань, багуачжанцюань и синъицюань.

Поэтому именно «внутренние» стили наиболее модны в наше время. Причем они обросли такими невероятными теориями, которые даже в самых смелых фантазиях не могли прийти их основателям. Это течение − «внутреннее у-шу», − как и йога, в основном превратилось в очередную «духовную» разновидность фитнеса.

Между тем деление на «внутренние» и «внешние» стили достаточно условно: существует много примеров, которые нельзя отнести ни к той, ни к другой группе. Так, например, та же «внутренняя работа» и системы упражнений цигун присутствуют в большинстве сохранившихся традиционных стилей у-шу, которые принято относить к «внешним». Причем во многих из них очень большое внимание уделяется развитию мягкости и расслабленности, что свойственно, по идее, как раз «внутренним» стилям. Более того, многие бы удивились, если бы имели возможность увидеть не современное, а традиционное обучение такому классическому «внутреннему» стилю, как тайцзицюань: физические нагрузки были далеко не маленькими. И наоборот, не меньшим откровением стала бы встреча с некоторыми традиционными направлениями воинского искусства монахов Шаолиня: там есть и мягкие, плавные, перетекающие движения, и внутренние практики, что разительно отличается от образа, сложившегося у нас по фильмам.

Часто говорят о подражательных стилях у-шу. Считается, что в их основе − подражание повадкам различных животных, птиц и даже насекомых, о чем свидетельствуют сами названия: байхэцюань (Кулак Белого Журавля), хусин цюань (Кулак формы тигра), танланцюань (Кулак кузнечика-богомола) и другие. Существует множество легенд, рассказывающих о том, как основатель того или иного подражательного стиля создал его, случайно увидев, например, схватку журавля со змеей или богомола, бросающегося на добычу.

стиль богомола

Пожилой мастер стиля богомола

Здесь стоит отметить, что, хотя «подражательные», или, как их еще называют, «звериные» стили у-шу действительно существуют, их гораздо меньше, чем представлено в гонконгских боевиках. Большая часть из того, что сейчас можно найти в Интернете и книгах, − в чистом виде новоделы нашего времени, специально созданные для нужд кинематографа или различных спортивных шоу. Гораздо большее распространение в традиционных стилях у-шу нашли отдельные приемы или формы (серии движений) внутри какого-то направления, связанные с тем или иным животным (как, например, двенадцать форм животных в синьицюань).

Необходимо отметить, что важна не столько внешняя схожесть движений у-шу с движениями животного, сколько эффективность этих приемов в борьбе (ведь анатомически человек мало схож с тигром или журавлем, не говоря уже о змее). И далеко не всегда можно опознать, с каким животным ассоциируется то или иное движение. Тем более что существуют действия, связанные с легендарными животными: драконом, птицей Тай, фениксом и другими. Иными словами, копировались не столько внешняя сторона движений, сколько некие принципы (например, атаки) или внутренние образы, которые могли быть использованы человеком.

ФИЛОСОФИЯ У-ШУ

Часто считается, что философскую базу любого стиля у-шу составляет либо буддизм, либо даосизм, либо конфуцианство, и что эти религиозно-философские течения определяют также теорию и практику каждого направления. Согласно одному распространенному мнению, основой «внешних» стилей является буддизм, а «внутренних» − загадочный даосизм.

Однако это верно лишь отчасти. Главным образом потому, что представление о буддизме, даосизме и конфуцианстве в Древнем Китае как о противоборствующих религиозно-философских системах не совсем соответствует истине. Хотя иногда определенная конфронтация взглядов возникала, в целом гораздо более сильными были тенденции синтеза. Особенно явно это проявлялось среди простого народа. До сих пор можно встретить в одной деревне святилища разных религий − как языческие храмы предков, так и христианские церкви. Более того, и сегодня многие люди считают совершенно нормальным делать подношения богам разных религий. Достаточно часто можно встретить совершенно немыслимые с точки зрения европейца сочетания богов и доктрин под крышей одного храма.

Тот же практичный подход часто обнаруживается и в философских доктринах разных направлений у-шу. Один стиль может включать в себя упражнения и элементы и буддизма, и даосизма, и конфуцианства. При этом сами адепты не всегда могут сказать, откуда пришел тот или иной метод. Главное, что он работает.

ВОИНСКАЯ МОРАЛЬ И ЭТИКА

Кроме философской базы как таковой, нельзя не сказать о такой немаловажной составляющей у-шу, как У-Дэ. Применительно к рассматриваемым нами вопросам это сочетание можно перевести как "воинская этика" или "воинская мораль".

Само слово "У-Дэ" записывается двумя иероглифами. "У" обычно переводится как "воинское", "воинственное", "Дэ" обозначает в том числе "этикет", "справедливость", "честность", "бескорыстие", "скромность".

фигуры стиля багуачжан

Перемещения по кругу и изменение позиций по триграммам инь-ян - отличительная черта стиля багуачжан

"Изучая воинское искусство, прежде всего нужно иметь воинскую добродетель (У-Дэ). У-Дэ является первейшим.

Изучая кулак, не стремись к славе.

Изучение кулака – это осуществление Дао. От Дао ни на мгновение невозможно отлучиться. Если можно разлучиться – то это не Дао".

"Воинская добродетель (У-Дэ) словно гора тяжела, деньги и положение (как) солома ничтожно легки".

Когда говорится о понятии У-Дэ, часто упоминают также другую пару понятий, идущих в связке, - "Вэнь-У", то есть "Гражданское и Военное". Традиционно считается, что именно сочетание гражданского и военного непременное условия достижения высокого У-Дэ, как и вообще настоящего мастерства в у-шу.

"Совершенствоваться в воинском, искренностью завоевывая дружбу"

"Кулак на Дэ стоит, не иметь Дэ  – не иметь кулака."

"Вэнь полагается на Сердце, У почитает добродетель. "

Если говорить о воинской морали, то, несомненно, именно в ней нашла отражение морально-этическая составляющая конфуцианства. Достаточно простые требования, предъявляемые к человеку, практикующему у-шу, отражают заповеди каждого члена общества: честность, почитание родителей и старших, учителей.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК

"Почитать Учителя, пестовать мастерство, потерять благосостояние семьи".

Совершенно особенное место в у-шу, как и во многих других традиционных системах передачи учения, занимают отношения «учитель-ученик». Настоящий учитель это не просто преподаватель, передающий набор техник и знаний, это человек, становящийся для ученика вторым отцом не только в переносном, но и в буквальном смысле. Он дает ученику возможность заново родиться, встать на путь познания не только изучаемого искусства, но и познания себя и окружающего мира, путь внутренней и внешней трансформации.

Показательно, что и в самом китайском языке есть очень четкая градация различных учителей и учеников.

Сюэшен – ученик-студент или просто занимающийся чем-то. Таких учеников не связывают с учителем никакие обязательства. И со стороны учителя не предполагается строгой моральной ответственности относительно того, что он передает своим ученикам. Обычно такое обучение происходит за деньги, а ученики являются источником материального существования своих учителей. Те, кто обучал у-шу, часто занимались им профессионально, зарабатывали своим искусством на жизнь, преподавая, например, в армии или в охранных бюро.

Лаоши учитель, но учитель в самом обиходном смысле этого слова. Наставник, преподаватель в той или иной сфере деятельности. Применимо не только к у-шу. Например, школьный учитель тоже по-китайски "лаоши".

Шифу Учитель с большой буквы. Учитель как отец.

Туди, дицзы принятый ученик. Ученик, "вошедший во врата" учения. В отличие от сюэшенов, которых у учителя в течение жизни могло перебывать огромное количество, принятых учеников, как правило, было совсем немного. Это те, кому учитель передает традицию своего стиля у-шу во всей его полноте, кто станет продолжателем учения. Принятый ученик, со своей стороны, берет на себя обязательства по отношению к учителю как к отцу и заботится о нем в течение своей жизни.

мастер у-шу

Мастер одного из "внутренних" стилей у-шу

Становится понятно: насколько важен выбор своего настоящего шифу, учителя, настолько же важен и ответственен для учителя выбор того, кто станет его принятым учеником. Ведь такой ученик не только входит в семью учителя (зачастую его фамилия заносится в семейные хроники) и находится рядом с ним, но и получает доступ ко всем тайнам у-шу, а некоторые из них способны нанести большой вред людям, если попадут в недобрые руки. Как правило, учитель долго − обычно не меньше трех лет, а часто и больше, − присматривается к ученику, чтобы составить впечатление о нем как о человеке, о его моральных и этических качествах. Недаром говорят: "Найти хорошего учителя сложно, а найти хорошего ученика еще сложнее".А в текстах многих школ у-шу отдельное внимание уделяется наставлениям относительно того, кого можно брать в ученики, а кого нет.

Настоящее обучение у-шу отличается от занятия у инструктора по фитнесу. И дело не только в том, что передается. Некоторые учителя традиционного у-шу говорят: "Если учитель вам что-то показывает, а вы просто повторяете движения вслед за ним, это не обучение. Настоящее учение передается изо рта в рот, от сердца к сердцу". Конечно, принцип такого настоящего обучения характерен не только для у-шу.

СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ У-ШУ

"Изучение кулака подобно жизни, всю жизнь практикуй кулак, не прекращая".

"Путь тайцзи велик, глубок, подобно морю, тонок, подобно волоску, отнюдь не сочинение о способности достичь превосходства. Это Путь постижения души и сознавания природы (син). Прозревая и совершенствуя этот Путь, тщательно шлифуя, - растить мудрость, навечно сохраняя благородный дух".

Что же позволило у-шу дожить до наших дней? Ведь реальная необходимость в умении владеть мечом или копьем давно осталась в прошлом, да и техника боя без оружия требуется в современных условиях очень редко и далеко не всем. Существует целый спектр различных спортивных единоборств, в которых можно быстро достичь результата, подтверждаемого различными поясами и разрядами, а бокс дает неплохие навыки самообороны. Для поддержания здоровья и для любителей восточной экзотики есть не менее широкий выбор различных направлений фитнес-йоги, цигуна.

Еще нужно иметь в виду, что традиционное у-шу переживает далеко не лучшие времена. Настоящих мастеров остается все меньше, и все меньше людей готовы тратить силы, время и многим жертвовать ради серьезных занятий. Подобным образом обстоит дело и в самом Китае: традиция постепенно выхолащивается, и у-шу превращается в спорт или шоу для заезжих иностранцев. Но все же есть еще настоящие учителя, и в некоторых местах сохраняется глубокое понимание этого воинского искусства.

Чем же у-шу стало со временем? За несколько веков оно вобрало в себя, кроме различных приемов боя, философию и внутренние практики, выработало определенное мировоззрение и этику поведения. Появился термин У-Линь, обозначающий «сообщество, мир воинских искусств».

Несомненно, это Путь, во многом уникальный и не похожий ни на какой другой. Конечно, есть свои отличия и между направлениями у-шу. В одних все ограничивается прикладными навыками, в других − моралью и этикой (ведь воспитание честных и порядочных людей, способных противостоять несправедливости и встать на защиту своей семьи, страны − уже совсем не мало). Есть и такие направления, которые вобрали в себя внутренние практики и философию и стали Путем во всей его целостности. И, хотя у-шу и называют порой «малым путем» (с точки зрения, например, школ внутренней даосской алхимии), несомненно, что из его среды вышло много выдающихся мастеров не только боевых искусств, но и мастеров жизни.

Вместе с тем, у-шу как Путь всегда имел искренних последователей. Есть они и сегодня. Как любой настоящий путь, он требует от человека очень многого. Не случайно практику у-шу раньше иногда называли «горькой». Тому, кто выбирает этот путь, недостаточно проводить два раза в неделю по паре часов в фитнес-зале. Потребуются серьезные перемены в жизни, придется отдавать действительно много сил, времени, сердца искусству и пути, который человек для себя выбрал. Тогда и сам человек, и окружающий его мир неуловимым образом меняется. А у-шу становится его неотъемлемой, если не важнейшей, частью.

СТОИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ У-ШУ?

Нужно сразу же сказать, что найти сейчас секцию традиционного у-шу достаточно сложно, хотя и возможно. Даже многие из тех, кто позиционируют себя как "традиционщики", по сути, ими не являются. Часто они об этом даже не подозревают. Их самих уже так учили. К сожалению, многое действительно было утеряно, многое искажено в угоду существующим интересам и потребностям окружающего мира. Но основной вопрос, пожалуй, в том, что вы действительно ищете для себя. Пусть группа тайцзицюань, на которую вы придете, практикует на самом деле что-то очень мало похожее на тот тайцзицюань, каким он был когда-то, но вам там хорошо, интересно с людьми, которые там занимаются, вам нравится ваш тренер, и вы чувствуете себя лучше – тогда, может быть, и стоит туда походить. Очень немногие действительно хотят и будут искать то, что требует большего, чем занятия два раза в неделю в уютном зале. Хорошо это или плохо - каждый решает для себя. В конце концов, мы всегда находим то, что хотим найти, и получаем то, что готовы отдать. В наш век информации достаточно просто найти множество вариантов занятий – от йоги и цигуна до самых разнообразных предложений по у-шу. Не всегда просто во всем этом сориентироваться, особенно неискушенному человеку, но все же всегда можно найти то, что в данный момент вам нужно. И самым универсальным является совет: «Ищите не стиль у-шу, ищете учителя».

Использованы материалы с http://daixinyiquan.ru и "Ван Юнцюань: избранное о кулачном искусстве", пер. Константинов Виктор. Цитаты – оттуда же.

Комментарии   

0 #3 Илья Левашов 04.10.2012 11:46
Спасибо! Очень компетентно
0 #2 maria 03.10.2012 17:08
Олег, спасибо за статью! Мне тоже понравилось про учителя и ученика.
+1 #1 vvkarelin 01.10.2012 15:40
Мне часть про учителя и ученика понравилась. Спасибо!

You have no rights to post comments