Заметки о I Московском фестивале театров кукол.

Боем кукольных часов на фасаде театра им. Образцова и красивым кукольным шествием начался I Международный фестиваль театров кукол, посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Образцова и 70-летию его театра.
В фестивале приняли участие 55 театров из 15 стран мира. 600 его участников показывали свои спектакли на восьми специально организованных площадках. В саду рядом с ГАЦКТ им. Образцова спектакли шли в режиме «нон стоп» с утра и до самого вечера. Каждую минуту на фестивале что-то происходило: симпозиум, посвященный памяти Сергея Владимировича Образцова, пресс-конференции, спектакли...


Фестивали театров кукол проводятся во многих странах. В Москве форум такого уровня проходит впервые, однако со своего первого шага фестиваль Образцова становится крупным. И этому есть достаточно простое объяснение: на фестиваль Образцова захотели приехать все. Организационный комитет отбирал самые лучшие театры, и в результате в Москву приехали кукольные короли со всего мира, по-прежнему считающие Образцова своим императором.
А вторая причина в том, что театр кукол им. С.В. Образцова — один из крупнейших в мире. Этот театр имеет много возможностей для проведения фестиваля, и эти возможности, конечно, надо было использовать. Эти две причины и являются предпосылками для того, чтобы фестиваль стал регулярным, а Москва по праву заняла место столицы кукольной империи.
На фестиваль приехали звезды-куклы и звезды-кукольники:
Известный австрийский пианист Норман Шетлер. Именно пианист, впервые посетивший Москву как участник конкурса им. Чайковского. Причудливая судьба творческого человека свела его с кукольным театром. Теперь вместе со своими игрушечными подопечными он устраивает шоу, в котором куклы поют под его аккомпанемент. Его обаяние вовлекает в это действие весь зал.
Неподражаемый Джим Гэмбл из Калифорнии, в руках которого кукла действительно оживает. И неважно, похожа ли она на существо или это обыкновенная палка, все они умеют танцевать в его руках.
Замечательный, очень лиричный Клаудио Чинелли, представляющий театр Порто Джиреволи из г. Винчи. Этот человек прямо на наших глазах сотворял кукол из всего, что находилось под рукой, даже из своих рук. Его куклы говорили о любви, о нежности, о красоте. Говорили с тонким юмором, на своем особом, но таком понятном нам — зрителям — кукольном языке...
Еще на пресс-конференции перед началом фестиваля сразу бросились в глаза куклы, которые, как полноправные участники, сидели за столом, вели беседу, показывали свое мастерство. Так, наверное, и должно быть на кукольном фестивале. Эти жители кукольной империи сразу завоевали сердца журналистов, надолго приковывая к себе внимание. Куклы сидели в зале и смотрели спектакли, куклы в антракте задавали друг другу вопросы. И трудно было ответить на вопрос, кто же из них главный — кукла или тот, кто приводит ее в движение.
Фестиваль был настолько многообразен, что каждый пришедший в эти дни в театр смог найти спектакль по душе. Здесь были куклы-марионетки из Индии, Ирана, Германии. Знаменитые Панч и Джуди из Великобритании, Вьетнамский национальный театр кукол на воде, театры из Польши и Латвии. И конечно же, наши российские театры, представившие на суд московских зрителей свои новые, самые лучшие работы.
Побывав на симпозиуме, посвященном памяти С.В. Образцова, мы взяли интервью у известного критика, преподавателя, члена исполнительного комитета UNIMA Пенни Френсис из Великобритании.
Начали мы разговор с вопроса, который волнует сейчас многих.

— Может ли кукольный театр чем-то помочь людям в наше тяжелое время?
П.Ф.: Вы же знаете, что в нашей истории были еще более мрачные времена, когда в средние века инквизицией были запрещены все виды кукол. Но они жили и помогали. Мне кажется, что у нас очень серьезная миссия — донести светлое восприятие мира, которое дает людям кукольный театр, до всех следующих поколений.
— Как вы считаете, какие ценности несет в себе кукольный театр?
П.Ф.: Для меня ценность и красота кукольного театра заключается, прежде всего, в том, что он позволяет нам сохранить связь с той невинностью и чистотой, с которой все мы родились.
Когда двигаются фигурки, на самом деле неодушевленные, происходит своеобразное волшебство. В движущейся фигурке заложена большая сила. Обычные актеры (не играющие в кукольном театре) говорят: «Никогда не выходите на сцену с детьми, животными и куклами». Потому что в любом случае победит кукла. Я шучу, просто чтобы проиллюстрировать, насколько они способны привлекать внимание зрителей.
Итак, мы говорили о чистоте и о силе. Еще в давние времена, когда шаманы, священнослужители использовали кукол, они в какой-то мере осуществляли театральные представления. И это сочетание волшебства, театра и ритуала очень близко всем цивилизациям во всем мире. Сейчас я знаю людей, которые с помощью кукол оказывают помощь детям в больницах, — это терапевтическая роль кукольного театра. И есть, например, куклы, которые сами по себе являются настоящими произведениями искусства и достойны того, чтобы их выставлять на обозрение. В Великобритании есть кукольный театр Кристофера Лита, и его куклы просто прекрасны: очень тонко выписанные деревянные скульптуры. Это эстетическая роль кукольного театра.

— Наверное, традиционный вопрос. Кукла считается ограниченной в движениях, в действиях по сравнению с актером-человеком. И, тем не менее, кукол любят во всем мире. Что делает куклу живой?
П.Ф.: Это очень интересный вопрос. Я думаю, что это способность исполнителя, не обязательно актера — это может быть танцор или человек другой специальности, не связанной с кукольным театром напрямую, — каким-то особенным способом передавать свою энергию кукле. Я не знаю, как это делается, но есть люди, актеры, которым стоит только взять куклу в руки, и она тут же начинает жить. У них есть дар забывать о себе как о личности и видеть в кукле личность, таким образом оживляя куклу. Это настоящий талант. Я видела людей, которые просто брали в руки куклу, и она жила у них в руках. И тогда я говорила им: «Вы прирожденные кукольники». Они лишь позже осознавали, что это так.
Для меня кукольный театр — это постоянное творчество, постоянное изобретение. Если в тебя нет духа изобретательства, этой способности постоянно творить новые интересные вещи на сцене, то ты не являешься хорошим кукольником.

— Где в кукольной империи, по вашему мнению, сейчас происходит самое интересное?
П.Ф.: В Центральной Европе есть несколько школ с очень сильными традициями, например, театр «Драк» в Богемии долго был лучшим. У нас в Англии много авангардных работ, и это хорошо, но очень важно также обращаться к традициям. Я думаю, что интересно везде. Китай и Индонезия до сих пор сильно привязаны к народным мотивам. Индия пробует что-то новое, но дайте им 20–25 лет, и они найдут свой путь. В Австралии есть прекрасные постановки. Но я думаю, что центр — это Россия, Чехия, Словакия, Германия.

— Каковые ваши впечатления о Москве и о самом фестивале?
П.Ф.: Я не ожидала увидеть Москву такой зеленой, с такими красивыми улицами, такой дружелюбной. Конечно, есть части города, которые можно назвать бедными, но там, где я бывала, очень красиво. Москва мне очень понравилась. Для меня это был сюрприз.
А что касается фестиваля, уже сейчас очевидно, что он очень важен, а в Москве есть все условия для его проведения.

***
Фестиваль закончился, каждый его участник уехал с новыми замыслами, идеями, мечтами. Для нас же ясным стало одно:
Сейчас, как и везде в мире, у кукольного театра нелегкие времена. Где-то есть много талантливых мастеров, способных сотворить самую сложную куклу, но нет возможности для создания больших кукольных театров. Где-то, в силу особенностей страны, нет мастеров и школ, где бы учили изготовлению кукол. Проблем много везде. Но хочется верить, что I Международный фестиваль театров кукол им. С.В. Образцова в Москве даст шанс прорасти новым зернам. Начнется новая эпоха в кукольном театре. Об этом мечтают и кукольники, и куклы. r

You have no rights to post comments