Просто не верится, что все это могло быть создано руками человека. Впервые попав сюда в XVI веке, европейцы решили, что открыли земной рай с садами Эдема и семью заколдованными городами. И поныне цивилизация майя остается одной из самых таинственных древних культур. Здесь все — загадка. Тщательно спланированные города, великолепные дворцы и храмы, уникальная система летоисчисления, мифы, таинственные ритуалы... Необычно и место, где зародилась эта цивилизация. Если другие великие культуры древности возникали в долинах крупных рек, то майя обосновались среди негостеприимных джунглей. Словно бросая вызов судьбе, именно здесь выстроили они свои белокаменные города.
«Мексика. Паленке. Храм надписей. Гробница Пакаля». Таким мог бы быть обратный адрес телеграммы, отправленной 27 ноября 1952 года прямо из гробницы храма майя мексиканским археологом Альберто Русом.
К сенсационному открытию вели три года изнурительных работ по расчистке лестницы, скрытой под плитами храма, от тонн каменного щебня. Преодолев последнюю преграду — громадную каменную “дверь”, – 13 июля 1952 года исследователи вступили под своды подземной крипты.
На стенах просторного помещения (9 м в длину, 4 м в ширину и 7 м в высоту) проступали барельефы девяти Владык мрака — правителей девяти подземных миров, согласно мифологии майя. В центре возвышался огромный, высеченный из камня-монолита двадцатитонный саркофаг, закрытый массивной каменной резной плитой (3,8 м в длину и 2,2 м в ширину). Вокруг саркофага лежали богато украшенные драгоценные жертвенные предметы. Внутри покоился посыпанный яркой пурпурной краской скелет рослого человека, почти полностью скрытый за бесчисленными нефритовыми украшениями. Лицо покрывала посмертная мозаичная маска из более чем 200 кусочков нефрита. Возле ступней лежала нефритовая фигурка бога Солнца. Согласно надписям на рельефной плите, это была гробница вождя майя Пакаля (Правителя Щита), который царствовал 68 лет вплоть до смерти в 683 г.
Изумительной красоты резьба на крышке саркофага изображает мир майя и путь человека в нем. Основу композиции составляют фантастическое дерево Кейба и фигура умершего правителя, падающего в преисподнюю. Мировое Древо Жизни у майя, как и у других древних народов, уходит корнями в подземный мир, ствол его находится в среднем мире, а крона – в мире небесном. Майя верили, что души умерших поднимались и опускались вдоль оси мира — ствола дерева. На вершине дерева сидит священная птица кецаль, а чуть ниже расположены два щита с изображением бога Солнца. Двухголовый змей обвивает ветви дерева — это земной уровень. Подземный мир представлен “челюстями” преисподней в виде двух скелетов драконов. Пакаль, сидящий на голове монстра, опускается вместе с ним во мрак Шибальбы. Но на голове монстра есть как символ смерти — раковина, так и символы жизни — зерно и цветок маиса, а на носу у Пакаля прикреплена маленькая косточка — символ семени. То есть Пакаль, подобно Солнцу, появится из преисподней в новом воплощении, родится вновь – как зерно, опущенное в землю. Этот сюжет воскресения сродни известным мифам других народов об умирающих и воскресающих божествах (Осирис в Египте, Дионис в Греции).
Открытие Руса показало, что пирамиды майя были не просто постаментом для храмов. Существовал единый комплекс храм-пирамида- гробница, предназначенный для отправления сложных ритуалов. В ряде гробниц имелась специфическая конструктивная деталь — “канал для души” в виде узкой каменной трубы, ведущей наверх, к полу храмового здания. Пирамида связывала три мира: небесный, земной и подземный. Она позволяла соединиться как с миром божественных сущностей, так и с миром священных предков. Воплощением и тех и других на земле являлся правитель, который был для майя центром земного мира, носителем знания и традиций.