Телефонный звонок раздался внезапно, когда студент Белградской академии физической культуры и спорта Гойко Митич собирался отправиться на запланированную лыжную прогулку. Его распорядок обязательно включал в себя ежедневные тренировки, и сейчас он стоял с лыжами в руках у открытой двери, размышляя, стоит ли поднимать трубку. В тот момент, когда он все же решил поинтересоваться, кто его беспокоит, Гойко еще не знал, что теперь навсегда расстанется со свистком и спортивным костюмом учителя физкультуры и, на долгие годы примерив индейскую куртку из оленьей кожи, для миллионов зрителей станет примером героя, выбравшего тернистый путь борьбы за мир и справедливость.
Так начиналась большая жизненная дорога человека, никогда и не мечтавшего быть актером, но Судьба пришла к нему сама. Известный режиссер Йозеф Мах, посмотрев немецко-югославские фильмы по романам Карла Мая, разглядел в молодом статисте с красивой мускулистой фигурой и правильными индейскими чертами лица своего вождя племени дакота Токей-Ито. «Сыновья Большой Медведицы» (1966) стали первой картиной из серии 12 восточногерманских истернов (в западной терминологии - «красный вестерн»), которые, имея ошеломляющий успех, последовали один за другим...
«Один раз индеец - навсегда индеец», - любимый слоган легендарного сербского актера Гойко Митича, в июне 2015 года отметившего свой 75-летний юбилей новыми заметными киноролями и сценическими постановками. Поэтому его очередной приезд в Россию был особенным для всех почитателей его таланта. 10-11 октября 2015 года в этнографическом музее ЭТНОМИР, что под Боровском, проходил VI Международный фестиваль культур народов Северной Америки «ТипиФест», почетным гостем которого в четвертый раз стал «сын и хозяин прерий». И наша небольшая команда спозаранку отправилась на инсценированный «Дикий Запад» за сотню километров от Москвы навстречу яркому и незабываемому Приключению, имя которому Гойко Митич.
ЭТНОМИР по праву можно назвать уникальным мировым заповедником, синтезирующим на своей огромной территории в 140 га модели колорита, архитектуры, истории, ремесел и традиций народов разных стран. С этой целью там воссозданы десятки «островков культуры» - так называемые этнодворы - со своими хранителями мудрости, которые стараются познакомить многочисленных посетителей комплекса со своеобразием этносов, существующих на земле. Неслучайно центральная ось главного павильона ЭТНОМИРА носит название «Улица Мира», а его геометрический и смысловой центр лежит под «Куполом Дружбы». История и мифология, фольклор и обычаи, национальная кухня и ремесла, философия и искусство - все подчинено одной основополагающей идее: культурное сближение народов и возможность живого диалога между людьми. В 2005 году был учрежден международный благотворительный Фонд «Диалог Культур - Единый мир», который стремится привлечь общее внимание к возрождению своеобразия исторических корней и с успехом реализует различные проекты по наведению мостов понимания и дружбы между народами.
В ряду таких проектов и сегодняшний индейский праздник «ТипиФест», где мы должны были перенестись в эпоху Дикого Запада и стать не только зрителями, но и участниками зрелищного вестерн-шоу под Куполом Дружбы, по окончании которого нас ждала встреча с «главным индейцем Страны Советов» Гойко Митичем. Самое время вспомнить строки из знаменитой поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате», которую американский поэт XIX века посвятил самобытной жизни «детей Природы», североамериканских индейцев. Он вложил в уста Великого Духа Маниту, уставшего от бесконечных распрей индейских племен, следующие слова, актуальные и в наше время как никогда:
Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь, как братья!
(Перевод И.Бунина)
Символической Трубкой Мира нас встретил официальный представитель Фонда «Диалог Культур - Единый мир», руководитель проекта ЭТНОМИР-Германия и личный переводчик Гойко Митича Константин Бёгель, сопровождавший актера в этой поездке. В уютном павильоне «Азербайджан» часовое интервью с актером пролетело на одном дыхании. Мягкий приглушенный свет настенных бра, колорит восточных ковров с национальными орнаментами, красные скатерти с золотой вышивкой и бахромой на журнальных столиках, бамбуковые шторки, традиционные предметы декора, необыкновенно вкусный фруктовый чай с вареньем и конфетами - вот в такой душевной обстановке Гойко Митич неспешно рассказывал нам о своем творчестве, местах съемок, коллегах «по цеху» и, конечно, о своем понимании индейской философии и критериях актерской профессии (интервью читайте на сайте www.Winnetou.Ru).
- Мне очень приятно, что встречи с Гойко имеют такой положительный резонанс среди гостей ЭТНОМИРА, многочисленных читателей и слушателей в России, - делился с нами позже Константин Бёгель. - Не только фильмы, но и эти встречи несут важную миссию для понимания других культур и продвижения идеи Мира между народами. Огромную роль в этом процессе играют средства массовой информации. За это вам и вашим коллегам большое спасибо.
Улица Мира, на которую мы вышли после окончания интервью, была наводнена индейцами. В воздухе витал аромат благовоний, что курились на сувенирных лотках, откуда-то доносились звуки флейты и тамтамов, звенели колокольчики на пышных индейских одеяниях и мокасинах. Вдоль улицы для гостей «ТипиФеста» тут и там были развернуты мастер-классы по вышивке бисером, игре на индейской флейте, изготовлению украшений и талисманов, танцам коренных народов Северной Америки... А на уличной площадке перед главным павильоном, несмотря на морозную осеннюю погоду, всем желающим предлагали попробовать свои умения в стрельбе из лука и метании томагавка, посетить аттракцион «Охота на бизона» и индейское типи, послушать рассказы о культуре и быте индейцев Великих равнин у Костра Дружбы.
А потом вдруг призывный индейский клич оглушил пространство. Под центральным куполом начиналось большое представление, которое в этот раз показывали объединившиеся участники танцевального театра «Дикий Запад» и «WESTERN-SHOW», постоянные партнеры «ТипиФеста». Эти уже довольно известные коллективы в рамках зрелищных шоу воссоздают черты индейской и ковбойской культуры, погружая зрителей в неповторимый мир Дикого Запада, пришедший к нам в основном из знаменитых киновестернов и индейских романов Майн Рида, Джеймса Фенимора Купера, Карла Мая, Лизелотты Вельскопф-Генрих... В то же время, это - сообщество людей, которые серьезно интересуются историческими аспектами жизни североамериканских индейцев и считают себя продолжателями их древних традиций. Захватывающий спектакль под Куполом Дружбы, больше напоминавший диалог со зрителями, был наполнен легендами и символизмом, экзотическими церемониальными плясками и песнопениями. Одна сцена плавно сменяла другую, за танцем Горного Орла следовал выход грозного Бизона и крадущегося Волка, старейшина племени выпускал дым от калюмета на четыре стороны света, замыкая Великий Круг... Бравый ковбой ловко крутил лассо, рассекал игральные карты пополам ударом кнута и жонглировал заряженными кольтами, время от времени нажимая на курок. Хлопки казались оглушительными.
Приятной неожиданностью было услышать в качестве фоновой музыки «Мелодию Виннету» композитора Мартина Бётхера из немецко-югославских вестернов 60-х годов. В июне 2015 года бессменный исполнитель роли вождя апачей из этих фильмов, французский актер Пьер Брис ушел на Луга Вечной Охоты... А немецкая телекомпания RTL вновь обратилась к романам саксонского писателя Мая, отважившись снимать ремейк «Виннету» в тех же самых культовых местах Хорватии, что и Карл-Май-фильмы, давно ставшие классикой. Одну из знаковых ролей в новом трехсерийном фильме, который планируют показать в Германии к Рождеству 2016 года, выпало играть и... Гойко Митичу. В 1964 году в «майевке» «Среди коршунов» он настолько естественно и правдоподобно воплощал образ индейского брата Виннету, вождя шошонов Вокадэ, что чешский режиссер Йозеф Мах не мог этого не заметить. А в 1992 году на сцене театра под открытым небом в Бад-Зегеберге в надежные руки Гойко Митича тот же Пьер Брис вложил поводья своего верного мустанга Ильчи, и актер отыграл там за 15 лет 1024 спектакля в роли незабвенного Виннету. Три месяца назад в хорватских прериях Гойко Митич примерил на себя новый образ и новый индейский костюм: он стал отцом Виннету, вождем апачей Инчу-Чуной.
- К сожалению, для актеров-пенсионеров нет пенсионного возраста, - пошутил Гойко Митич на пресс-конференции в павильоне «США», которая состоялась сразу же после окончания вестерн-шоу. Помещение, декорированное в стиле кантри, очень напоминало техасское ранчо. Потертые ковбойские сёдла на козлах соседствовали с расписанным индейскими орнаментами каноэ. На деревянных жалюзи, словно белье на просушке, были прищеплены к бечевке фотографии Гойко. По одну сторону помещения располагалась стилизованная барная стойка (там готовился сюрприз), а противоположная стена представляла собой арку-окно с видом на заснеженные склоны гор. Гойко Митич приветствовал нас, сидя за центральным столом вместе с Константином, своим переводчиком, который, словно бледнолицый брат краснокожего вождя, был ему надёжным плечом: живой непринужденный диалог их обоих создавал теплую дружескую атмосферу, и каждый из гостей был погружен в нее.
Долгое время живя в Германии, Гойко Митич в совершенстве овладел немецким языком. Но для многих гостей «ТипиФеста» было большой неожиданностью, что актер превосходно говорит по-русски, только иногда «стесняется», как признался он сам. Он легко переходил с одного языка на другой, а перевода контекста вопросов ему вообще не потребовалось. В своем вступительном слове скромный Гойко всего в нескольких словах «жизнеописал» свою творческую дорогу длиной в полвека, расставив акценты на том, что посчитал самым главным.
- В то время, когда я был студентом в спортивном институте, - рассказывал он, - в Югославии снималось очень много художественных фильмов. Я всегда говорю в «бывшей» Югославии, потому что этой страны больше не существует. Ее уничтожили. К сожалению, Советский Союз испытал ту же самую трагедию. В то время, естественно, как и всем студентам, нам было интересно заработать некоторую копейку, и мы участвовали в таких съемках. Когда мы в первый раз попали на съемочную площадку, так получилось, что у меня обнаружилось некоторое сходство с главным героем фильма (Корнелом Уайлдом в картине «Меч Ланселота», 1962. - Прим. автора), и я должен был его дублировать. Я сказал: «Нет проблем!» На меня одели все эти доспехи, в правую руку дали огромное копье, в левую руку - щит, и у меня оставалось только два пальца, которыми я мог управлять уздечкой. Согласно сценарию, я должен был на полном галопе скакать впереди огромной стаи из 200 лошадей и всадников. Можете себе представить, как бы это громко звенело, если бы я свалился с лошади. Слава Богу, этого не произошло. Вот так я познакомился с кинематографом и с людьми, производящими кино.
Вначале роли были совсем маленькими, но какое-никакое подспорье скудному студенческому бюджету. В Академии Гойко изучал все виды спорта от борьбы до плавания, и роли, которые он исполнял, требовали именно такого актера и никакого другого. Как истинный мастер, Митич пошел еще дальше и убеждал режиссеров, что все опасные сцены в этих фильмах выполнит сам без дублеров. Только так зритель мог обрести ощущение естественности происходящего. Но Митич всегда подчеркивает, что у него была ответственность не только за свое здоровье, но и за всю продукцию фильма. Если главный герой выпадает, то все остальные могут идти домой. Фильм по роману немецкой писательницы и этнографа Лизелотты Вельскопф-Генрих «Сыновья Большой Медведицы» с первой главной ролью Гойко Митич считает для себя направляющим на свою профессиональную деятельность. Когда он после съемок вернулся к себе на родину в Югославию, ему позвонили с киностудии и сказали: «Ты там надолго не задерживайся, ты нам нужен для следующего фильма».
Ежедневно держать себя в форме - это обязательное требование актера к самому себе. И ключевым моментом здесь он считает дисциплину и постоянное движение. Гойко Митич по сей день прекрасно скачет на коне, до поздней осени плавает и с удовольствием ныряет на большие глубины (до 30 м без маски!), подтягивается на турнике и преодолевает на велосипеде большие расстояния в любую погоду. А еще он никогда не забывает первых уроков своей бабушки, которая однажды, как бы между прочим, заметила маленькому внуку, наблюдавшему за дорожными работами: «Если ты начнешь курить, твои легкие будут такие же черные, как этот асфальт». И за свою жизнь он не выкурил ни одной сигареты. За небольшим исключением, когда в индейских фильмах должен был курить Трубку Мира, и это были самые тяжелые для него испытания. В другой раз бабушка взяла печень цыпленка, опустила её в стакан с ракией и сказала: «Посмотри, что происходит. То же самое будет с твоей печенью, если ты будешь пить». Эти примеры всегда были у Гойко в голове. Многие ли слушают сегодня своих бабушек?
После окончания съемок фильмов на ДЕФЕ телевизионные проекты и театральные работы не заставили себя долго ждать. Белое Перо, Вокадэ, Токей-Ито, Оцеола, Чингачгук, Зоркий Сокол, Черный Барс, Ульзана, Текумзе, Робин Гуд, д’Артаньян, Труффальдино, Спартак, далее космонавт, астронавт, советский разведчик, маршал и министр энергетики – это лишь самая яркая часть персонажей в цепи ролей Гойко Митича.
- Были ли роли, которые Вам предлагали, но Вы от них отказывались? - задали актеру вопрос на встрече в ЭТНОМИРЕ.
Гойко Митич сходу перешел на русский:
- Бывали и такие роли тоже, когда этот кошмар случился в Югославии, когда НАТО вело там бомбардировки. И мне предлагали играть роли таких «плохих сербов». Что они виноваты за все. А я им сказал: извините, но это было не так. Я не могу совместить это со своей совестью. И я не хотел такие роли играть. Если я вижу такую тенденцию в фильмах - спасибо вам, но без меня делайте. Кто вам верит - пожалуйста. Хорошо сказал? - добавил Митич, улыбаясь, и в зале раздались аплодисменты.
Тема войны на его родине - самая больная для Гойко. Как бы ни был загружен, он каждый год находит возможность приехать на могилу своей матери, чтобы положить цветы и зажечь свечу.
- Моя мать умерла, когда НАТО бомбардировало Сербию, - рассказывал актер. - Я постоянно созванивался с матерью, всегда спрашивал: ну как, с вами ничего не случилось? Но моя мать была уже так напугана, что сказала только: «Это нехорошо, сын мой, нехорошо»... Когда я позвонил в очередной раз, ответил мой брат: «Ты не можешь поговорить с матерью. Она уже не говорит, не ест ничего. Мы не знаем, что делать». И она умерла. Для меня это было очень трудно. Я хотел приехать, но мой брат меня отговорил: «Ну, как ты приедешь? Все взорвано. Переплывешь реку? У нас бензина нет. Оставайся, где ты есть, и посмотрим, что будет». Я смог приехать только через год. Я пришел на могилу своей матери и обратился к ней. Мне это очень тяжело говорить, потому что для меня мать - это самый важный человек в моей жизни. Я думаю, для каждого человека. Мать остается матерью.
И снова в зале раздались благодарные аплодисменты. Возникла пауза, во время которой всех ждал неожиданный сюрприз:
- Когда я снимался в фильмах, то интересовался не только внешней оболочкой индейской темы, но и философией и образом жизни, образом мысли этого народа. Я уверен, что мы, белые, многому могли бы научиться у индейцев. Индейцы учили нас, что мы должны жить в гармонии с природой. Мы должны брать от природы только то, что нам нужно, но не больше. Что мы делаем сегодня? Во имя доходов мы уничтожаем собственное жизненное пространство. Воздух становится плохим, вода отравленной, и все это идет в наши продукты. Что мы выиграли? Это жадность, которой не было у индейцев. Индейцы оставили для нас очень много мудрости. Три года назад я выпустил диск «Мысли североамериканских индейцев».
- Он имел неосторожность подарить мне этот CD, - пошутил Константин Бёгель, который, послушав запись, поделился с Гойко идеей выпустить диск на русском языке. Митич полностью его в этом поддержал, и для Константина этот перевод стал первой художественной пробой такого уровня.
«Я живу жизнь камня. Я камень. Я видел жизнь и смерть. Я испытал счастье, тревогу и боль. Я живу жизнь камня. Я часть нашей Матери Земли. Я чувствую Ее сердце в моем пульсе. Я чувствую Ее страдание и Ее радость. Я живу жизнь камня. Я часть нашего Отца - Большого Таинства. Я чувствую Его печаль, Его мудрость. Я видел Его творение - моих братьев: зверей и птиц, говорящие реки и поющие ветра, вековые деревья - все, что есть на Земле, и все, что есть во Вселенной. Я и звезды – мы родня. Я могу говорить, если ты обратишься ко мне. Я буду слушать тебя, когда ты говоришь. Я могу тебе помочь, если тебе нужна помощь. Но не навреди мне. Я чувствую так же, как ты. У меня есть сила исцелять. Люди должны найти ее во мне. Может быть, ты думаешь, что я просто камень, что лежит в сырой земле? Но это не так. Я часть этой жизни. Я живу, я помогаю тем, кто меня чтит».
Гойко Митич много раз подчеркивал, что интерес к индейской тематике пробудился в нем, когда он еще в детстве прочитал рассказ Карла Мая «Виннету». Он не скрывает, что это его любимое произведение. Тогда маленький Гойко и не предполагал, что минуют годы, и первые фильмы, в которых он примет участие, будут сняты по романам Мая, и уж тем более не думал, что он сам однажды воплотит образ этого благородного вождя апачей, а уже с возрастом и его отца Инчу-Чуну, на сцене в Бад-Зегеберге. Пути Господни неисповедимы. И если Виннету был вымышленным героем своего создателя, то сюжеты кинофильмов, снимаемых на ДЕФА, были в большинстве своем основаны на реальных исторических событиях и даже биографичны. Вспомним, к примеру, «Текумзе» или «Оцеолу».
Текумсе («Летящая Стрела») имел печальную участь многих своих сородичей. Рано потеряв двух старших братьев и отца, погибших от рук белых завоевателей индейских территорий, он попал в племя чироков. Три года вместе со старшими воинами он участвовал в постоянных сражениях, видя, как поодиночке гибнут его краснокожие братья. Текумсе задался целью объединить разрозненные племена в единый Союз. Он мечтал о едином индейском народе, сильном и непобедимом. Свою доблесть он доказывал не на словах, а в бою, имел дар убеждать и в результате переговоров смог осуществить свою идею сплотить все северо-восточные и восточные племена. Следующую задачу Текумсе видел в изгнании белых захватчиков с земель своего народа. Готовилось беспрецедентное восстание «Индейского Союза», но ему не суждено было осуществиться. Третий брат Текумсе, шаман, безрассудно повел свою часть отряда на верную гибель, не дожидаясь сигнала, и сорвал все планы. Американскому генералу Гаррисону досталась легкая победа, в результате которой он получил пост в Белом Доме. В 1812 году между Соединенными Штатами и Англией вспыхнула война. Текумсе присоединился к англичанам, считая, что таким образом он останется верен своей мечте, и даже дослужился до бригадного генерала. В тот день, когда этот мужественный воин погиб, он был одет в свою индейскую куртку, а не в армейский камзол. Погиб с убеждением, что выполнял свой долг.
Другой индейский лидер, Оцеола (Билли Пауэлл), сын индианки и английского торговца, происходил из племени крик, которое после поражения восстания «Индейского Союза» Текумсе, присоединилось к семинолам. В 1832 году США в очередной раз нарушили мирный договор и решили переселить индейцев на чуждые им земли за Миссисипи. Восемь лет семинолы под предводительством Оцеолы противостояли американским войскам. Но силы их были неравны и истощены. Отряды Оцеолы все же были разбиты, а сам он попал в плен и заключен под стражу. Свободолюбивый индеец обманул охранников, хитростью заполучил у них свой индейский костюм и сделал из него петлю, которую накинул себе на шею. Потеряв сильного вождя, восточные племена были вынуждены подчиниться приказу и отправиться в резервацию на новую «индейскую землю», в нынешнюю Оклахому.
Гойко Митич дважды побывал в гостях у индейских племен и привозил им свои фильмы. Ему самому было интересно, как эти люди, коренные жители североамериканского континента, воспримут его работу. После просмотра один человек сказал ему: «Знаешь, это моя история». Другой поблагодарил его от всего сердца: «Спасибо тебе, ты вернул мне мою гордость быть индейцем». Гойко Митич стал для них Героем. Его приняли в свой род, как настоящего индейца - это самая великая награда, которую актер получил в своей жизни.
- Я был во многих странах, - рассказывал на пресс-конференции Гойко. - Мы снимались в бывшем Советском Союзе: в Крыму, Самарканде, Бухаре, на Амударье, были в Монголии, на Кубе. Мы искали подходящие ландшафты для съемок. Например, фильм «Оцеола» мы снимали на Кубе для того, чтобы получить необходимые кулисы: семинолы на самом деле жили во Флориде. «Апачи» снимались в Самарканде: сухой климат, прерии, и когда скачет лошадь, поднимается большое облако пыли. Чтобы повторить мексиканский пейзаж, нам пришлось разместить несколько искусственных кактусов. Таким образом, у нас оказалось Нью-Мексико.
И, деликатно отвечая на вопрос, где ему понравилось больше, Гойко сказал:
- У каждой страны есть свои прекрасные места, и очень трудно решить, где красивее.
Вопросы сыпались один за другим. Безусловно, что когда смотришь на героев фильмов, в которых участвовал Гойко Митич, то учишься. Это пример доброты, благородства, справедливости, героизма. А что значит «быть человеком»?
- Быть человеком - это задача для всех. Не каждый с ней справляется. Я стараюсь быть человеком. Я стараюсь глазами видеть правильно. Даже тех, кто из меня пытается сделать инструмент для достижения своих целей. Я стараюсь прозреть. Я хочу видеть правду. Главное - увидеть правильную дорогу, чтобы идти потом верно. Найти этот путь к самому себе и к окружающим нас людям. Нашел ли я свою дорогу? Об этом надо зрителей спросить - они знают. Если им понравилось, значит, нашел.
- Очень важно, что Гойко с самого начала решил, что должен идти по собственной дороге в своем творчестве и никого не повторять, - подытожил ответ Константин Бёгель.
- Мы находимся не в такой же ситуации, в которой находились индейцы, - продолжил Гойко Митич разговор о героизме. - Это было время, когда европейцы массово переселялись в Америку. С юга шли испанцы. С востока - англичане. С севера - французы. И каждый из них пытался захватить как можно больше. И в то же время на этой земле жили индейцы. Французы, испанцы, англичане пытались правдами и неправдами привлечь на свою сторону американских индейцев, чтобы они воевали против других. И в то же время они же их и уничтожали. Если сейчас посмотреть на историю, то большинство индейцев погибли не от пуль и не от стрел. Европейцы привезли с собой очень много болезней, против которых у индейцев не было иммунитета. Англичане специально привозили зараженные оспой одеяла и дарили это индейским племенам. Вымирали целые народы. В то время, когда Колумб открыл Америку, предположительно в ней было около 10 миллионов коренных жителей. Их сократили до 200 тысяч. Сейчас, как считается, их около миллиона. В то время было легко быть героем и бороться против индейцев. Если сегодня к тебе придет кто-то и попытается забрать твою землю, твой дом, то ты будешь тоже бороться. Такая простая правда истории.
Эта правда жизни, которую рассказывал Гойко, легла в основу телевизионного фильма «В дикой стране», снятого в Южной Африке в 2013 году, о переселенцах из Германии в Америку и их судьбе. Суть ее в том, что немцы заключили с племенем команчей мирный договор, и это был единственный договор в истории Америки, который между европейскими переселенцами и американскими индейцами не был нарушен. До сих пор это событие отмечается как праздник. Все конные сцены в картине поставлены каскадёром Эльбрусом Уртаевым, почетным гостем «ТипиФеста» 2014 года. Роли двух вождей сыграли он сам и герой его детства Гойко Митич, который считает, что это очень нравственный поучительный фильм.
Эльбрус Уртаев, родом из Осетии, живет в Южной Африке более 20 лет и является одним из лучших в мире каскадеров-конников. Он вырос на фильмах Гойко Митича, и только его заслугой считает то, что связал свою жизнь с лошадьми. На сегодняшний день ЮАР - это популярное место, где каждый год кинематографисты всего мира снимают очень много фильмов. Эльбрус проживает на ферме, имеет свою Академию каскадеров, куда приезжают обучаться со всего мира. Вот и съемочная группа фильма «В дикой стране» не обошла его стороной. Там и произошла его эпохальная встреча с Гойко Митичем. Наверно, это вершина мечтаний, когда ученик, узнавая для себя «заочного» учителя, выбирает свой жизненный путь и профессию, а когда уже сам на пике успеха, «вживую» сталкивается с ним совершенно случайно, да еще снимается со своим учителем в одном фильме. В прошлом году Эльбрус Уртаев и Гойко Митич вдвоем присутствовали на «ТипиФесте», а сейчас в зале находился каскадер, режиссер и актер Ялтинской киностудии Сергей Силкин.
Уже стало традицией, что люди на подобных встречах в ЭТНОМИРЕ рассказывают о том, как их личная судьба сплелась с фильмами Гойко Митича. Нынешний вечер - не исключение. Но не стоит думать, что речь идет только о тех временах, когда индейские вестерны только-только метко «выстрелили», совершив настоящий переворот в сознании миллионов подростков. Поколение повзрослело, и порой кажется, что в современной техногенной жизни почти не осталось места истинным человеческим ценностям и качествам, которые олицетворяли на экране мужественные герои Гойко Митича или Пьера Бриса. Многие говорят: «Это мой друг». Но, к сожалению, часто это просто знакомый. За дружбой, как считает Гойко, нужно следить, за дружбой нужно ухаживать. Он рассказал об уникальном детском театре, что недалеко от Дрездена, в котором на открытой лесной сцене, подобно взрослым спектаклям в Бад-Зегеберге, играют дети и подростки, кому близки идеалы их настоящих кумиров - персонажей романов Карла Мая. Ежегодно летние представления в городском лесу саксонского города Бишофсверда посещают более 10 000 зрителей, а датой основания театра маленькие актеры считают 13 июня 1993 года - день рождения Гойко Митича. Тогда на еще импровизированной сцене был дан первый спектакль. Сегодняшний театр - это более 80 исполнителей разных возрастов и около 40 человек, которые работают за кулисами, а также отвечают за обслуживание многочисленного «штата» животных. Когда Гойко Митич впервые побывал там в качестве почетного гостя, он был в восторге от проекта и даже предложил свою дальнейшую поддержку с режиссурой и репетициями. Молодые исполнители попросили разрешение назвать этот театр его именем, и Гойко Митич с радостью согласился: «Я горжусь вами!»
«Простая правда: кто относится к Земле без уважения, тот ее разрушает. Тот, кто чужую жизнь не воспринимает как свою собственную, становится убийцей. Человек иногда думает, что он Властелин и Правитель. Это заблуждение. Он всего лишь часть всего Общего. Его задача - сохранить Землю, а не ее уничтожить. У человека есть ответственность, а не власть. Мы думаем при каждом решении о седьмом поколении после нас. Наша обязанность состоит в том, чтобы оставить еще не рожденным потомкам мир не хуже, чем он достался нам. И, надеюсь, лучше».
За свою жизнь Гойко Митич сыграл много разноплановых ролей, в том числе, в пяти фильмах для детей. Совсем недавно, в 2013 году на сцене Мекленбургcкого государственного театра Шверина он снова имел огромный успех у зрителей в бродвейском мюзикле «Алексис Зорба» по классическому роману Никоса Казантзакиса. Никогда раньше на этих театральных подмостках не ожидали премьеры с таким напряжением: ведь на сцене должен был творить легендарный индейский вождь! Когда Митич в роли грека Зорбы появился из-за кулис со своим ослом, раздались громкие овации. С 1964 года имя Алексиса Зорбы связывают с актером Энтони Куинном, и Гойко видел этот фильм, когда был еще студентом в Белграде. Уже тогда его очаровала философия пылкого жизнерадостного слуги: «Я ничего не жду. Я ничего не боюсь. Я свободен!». История Зорбы во многом поучительна. Отправившись на Крит вместе со своим хозяином, владельцем угольной шахты, он вдохновлял господина пульсирующей энергией сердца и чуткостью незамутненной материальными заботами души. И хотя дружба слуги, который никогда не учился в школе, и управляющего компанией господина вряд ли была возможна, но так произошло. Зорба пользовался его искренним уважением и доверием и в какой-то степени стал для хозяина, считавшего, что прожил жизнь зря, мудрым учителем. Рядом с Зорбой босс, потерявший на Крите все свои деньги и шахту, впервые по-настоящему почувствовал вкус и радость жизни.
Для этой постановки Гойко Митич специально брал уроки сиртаки, ведь Зорба постоянно танцевал. Сложная психологическая роль всегда требует от актера напряжения всех внутренних сил. Но и дает взамен так много, как будто происходит возрождение. Гойко Митич признавался, что такое он чувствовал впервые:
- Это моя самая любимая театральная роль. В этом спектакле у меня были трудности, с которыми я должен был бороться. Это был мюзикл. Я должен был там петь. Я должен был там танцевать. Обычно, когда я снимаюсь в кино, меня это не очень волнует. Я спокоен. Но именно в этом спектакле, когда мне нужно было выходить и петь, у меня появилась дрожь перед премьерой. Фигуру Зорбы я ощущал у себя в груди. Иногда сам себя во время этого спектакля забывал. Стоя на сцене, я думал, кто же я: Зорба или Гойко? Я этого героя полностью перенял, принял в себя. Это самое главное.
«Снег делает ветер видимым. Посмотри внимательно, ты увидишь очертания его тела: руки ветра, ноги ветра, звенящие крылья ветра, лицо ветра, большие глаза. Снег делает видимым его голос. Ветер шепчет, ветер воет, ветер рассказывает секреты на ухо. Снег делает мысли ветра зримыми. Ветер всегда в пути. Слушай. Он расскажет тебе, где его родина».
Прозвучал очередной отрывок с диска «Мысли североамериканских индейцев». Мудрость универсальна. И разве не возник сейчас перед глазами образ того же Зорбы, легкого и свободного, как ветер, чистого и искрометного, словно снег? Другими словами, разве жизнь каждого из нас не является прямым отражением нашего внутреннего мира, тех ценностей, которые мы считаем для себя главными? Красной нитью были пропущены эти идеи через весь сегодняшний фестиваль в ЭТНОМИРЕ. Из суровых прерий времен Дикого Запада более чем столетней давности мы плавно переносились в закатанную в асфальт и бетон современность, но вопросы толерантности и мира между народами по-прежнему так же остры, как и век назад. И вновь приходят на ум слова Великого Маниту из поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»:
Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила - лишь в согласье,
А бессилие - в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!
(Перевод И.Бунина)
Совершенные технологии и научные открытия не решили проблемы вражды и непонимания между людьми. И один из последних вопросов, который задали на пресс-конференции Гойко Митичу, касался его взгляда на сегодняшнюю политику. Смотря дома телевизор, не задавался ли он вопросом: вот если бы я был президентом?.. И Гойко ответил очень эмоционально, наполовину по-русски, наполовину по-немецки:
- Много раз, друг мой, много раз. Как они такие «Новости» делают? Ты видишь, что это неправда. Ты слышишь, что это неправда. Но они делают. Они думают, что люди ничего не понимают, что им ни скажи, во все верят. Например, в Германии сейчас очень много беженцев. Очень много! Это ужасно, какая-то катастрофа. Но что делать? Помочь людям - это святое дело, но возникает вопрос: почему полтора миллиона человек должны бросить свою родину, пуститься в дорогу через тридевять земель и оказаться в другой стране, другом обществе, другой среде, совершенно чужой им? Кто создал эту ситуацию, из-за которой люди должны покинуть свою родину? Кто бомбардировал Ирак? Без причины. Кто заварил эту кашу в Сирии? Кто сумел столкнуть две ветви одной религии суннитов и шиитов меж собой, чтобы они воевали друг против друга? В Югославии было то же самое. То же самое Украина. Это братья. Кому это надо? Кто это сделал? Кто первопричина всего этого? Я родился в Югославии, и если бы мне раньше рассказали, что в моей стране будет межнациональная война, я бы принял его за идиота. Как это возможно?!
- Я часто обсуждаю эту тему с немцами, - поддержал разговор Константин Бёгель. - Все понимают - плохо, неправильно (так думают не меньше 80% от всех жителей страны), но в конце разговора говорят: «От нас ничего не зависит. Мы не знаем, что мы можем исправить». Я кардинально против этой точки зрения. Каждый даже самый маленький человек может быть вежливым, добрым к своему соседу другой национальности. Каждый может кому-то объяснить эту ситуацию, донести до него правду. Каждый человек на своем месте, где бы он не работал, чем бы он не занимался, сколько бы ему лет не было - каждый может внести свой вклад, чтобы тем людям, которые пытаются нас столкнуть, это не удалось. Поэтому нельзя говорить: от нас это не зависит. Это зависит от нас, от каждого в частности. Поэтому просьба: «включайте» голову и делайте свое дело.
«Что это - жизнь? Это вспышка светлячка в ночи. Это легкое дыхание буйвола зимним утром. Это тень, пролетающая по траве и исчезающая в закате Солнца»...
Источник: журнал «Путешествуем по свету» январь-февраль 2016
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи