«Подскажите, пожалуйста, сколько стоит эта вещь?» — спрашиваем мы обычно, когда хотим что-то приобрести. Удивительный факт: мы делаем приобретение, но так и не получаем ответа на свой вопрос. Ведь ни мы, ни продавец на самом деле даже и не задумывались о том, что скрывается за коротким словом «стоит». Деньги? Труд? Знания? Смысл? Оказывается, тут возможны разные и не всегда очевидные варианты ответа.
Происхождение понятия
Нам всем более-менее хорошо знакомы основы современной экономики: спрос порождает предложение, всем управляет идея конкуренции и свободного рынка. Сегодня экономика — неотъемлемая часть нашей жизни, но оказывается, что «наша» экономика — не единственная возможная. Параллельно традиционной для нас экономической модели существует альтернативный подход, получивший название «буддийская экономика». Она стала известной в 1955 году благодаря экономисту Э. Шумахеру.
Эрнст Шумахер, британец немецкого происхождения, получив прекрасное образование в области экономики (университеты Берлина, Оксфорда, Колумбийский университет), не пожелал жить под флагом нацизма и в 1939 году приехал в Англию. Он привлек внимание известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса своей статьей, которую написал в минуты отдыха во время работы на ферме. Кейнс оценил способности молодого немца и освободил Шумахера от интернирования. Шумахер в свою очередь помог британскому правительству мобилизовать экономику Англии во время Второй мировой войны.
После войны Шумахер продолжал эту работу, а с 1950 по 1970 год был главным экономическим советником в Национальном управлении угольной промышленности — одной из крупнейших в мире организаций с 800 000 сотрудников. Уже тогда он говорил о важности использования возобновляемых источников энергии, предсказывал рост ОПЕК и многие проблемы ядерной энергетики. Принято считать, что его дальновидное планирование способствовало послевоенному восстановлению экономики Великобритании.
В 1955 году Шумахер поехал в Бирму в качестве экономического консультанта премьер-министра Бирмы У Ну. Там на него оказали сильное влияние Махатма Ганди и его близкий соратник, индийский экономист Кумараппа, разрабатывавший экономическую теорию «самодостаточной экономики» (self-reliant economies). Впоследствии Шумахер выделял Ганди как величайшего «народного экономиста», экономическое мышление которого было основано на духовности, в отличие от западного материализма. Находясь там, он разработал ряд принципов, которые впоследствии получили название «буддийская экономика», и в 1966 году впервые опубликовал их в книге «Asia: A Handbook».
Буддийская экономика следует буддийскому принципу минимизации страданий и сосредоточена на освобождении души человека. Она бросает вызов основным принципам западной экономики, таким как максимизации прибыли, культивирование желания, развитие рынков, инструментальное использование мира и эгоистические интересы.
Сравнение двух экономических концепций
Давайте более подробно рассмотрим различие между взглядами западной экономики, представленными, в частности, в работах Джона Кейнса с его кривыми спроса и предложения, и экономики Востока, дошедшей до нас благодаря усилиям Эрнста Шумахера. Для упрощения восприятия мы будем использовать формулировки «подход Востока» или «западный подход», понимая, что в жизни все, конечно же, не так прямолинейно. Сегодня, например, многое из восточной мудрости глубоко проникло в западные страны и с успехом применяется в международных корпорациях, стало достоянием образовательных программ MBA, основой международных стандартов по формированию финансовой отчетности и т. д.
Как говорится, дьявол кроется в деталях, поэтому прежде всего нужно рассмотреть определения базовых понятий, на которых основаны исследуемые экономические теории.
Базовыепонятия |
Запад |
Восток |
Уровень жизни
|
Человек, потребляющий больше, живет лучше того, что потребляет меньше |
Показатель уровня жизни — счастье, уровень духовного развития. Потребление не цель — а средство |
Цель микроэкономики (предприятий) |
Максимизация прибыли любой ценой => повышение продаж > создание спроса > развитие общества потребления > материализм, отлучение человека от духовности
=> снижение расходов > вытеснение человека машинами и автоматами > умаление достоинства человека, безработица и порабощение |
Максимальное благополучие человека при минимальном потреблении ресурсов. Благополучие человека = духовное развитие, счастье человека
|
Приоритеты
|
Товары важнее человека. Потребление — цель, рост потребления — важнее всего. Тот, кто создает спрос, — хозяин этого мира |
В центре — человек и его развитие. Для него важно ограничение потребления (сила воли), потребление — лишь средство. Простота и ненасилие |
Добавленная стоимость — это разница между тем, за сколько купил, и тем, за сколько продал |
Все правильно. Например: срубил дерево, привез на рынок и продал за 1000 руб. Создал добавленную стоимость на 1000 руб. (купил за 0 руб., продал за 1000 руб., добавленная стоимость = 1000 – 0 = 1000 руб.)
|
Дерево принадлежит природе. Добавленной стоимостью, которую создает человек в вышеуказанном примере, является услуга по срубке и транспортировке дерева до места продажи. Я могу оставить себе скромное вознаграждение за эти услуги (например, 100 руб.), остальная разница в 900 руб. принадлежит Природе, через перечисление в виде налога, который в свою очередь должен быть направлен государством на восстановление экологии |
Цель экономики (макроэкономика) |
Акцент на товаре. Стоит пожертвовать полной занятостью ради экономической стабильности. Если потребление товара невелико, то и занятость может быть низкой |
Акцент на человеке. Ставить товар выше человека, а потребление выше творческой деятельности — абсурд. Планирование базируется в первую очередь на обеспечении полной занятости тех, кто нуждается в работе |
Отношение к труду
|
Труд — неизбежное зло, труд механистичен
|
Труд — необходимый элемент в развитии человека. Еще лучше, если труд имеет творческую составляющую и добрую волю |
Отношение к замещению человека роботами и механизмами
|
Критерий — экономическая эффективность. Если есть экономия — то надо замещать. Возникающие при этом социальные вопросы занятости бизнес переадресовывает государству
|
Человек в своей деятельности может использовать компьютеры, механизмы и приспособления при условии, что последние не конкурируют с человеком в области творчества и принятии решений, не умаляют его человеческого достоинства |
Прогнозы — предсказание будущего
|
Выводят тенденции исходя из прошлого. Основываются на допущениях, что поведение человека предсказуемо и будет ровно таким, каким оно было в прошлом периоде «плюс 10 %» |
Человек непредсказуем. Будущее неясно и сильно зависит от поступков человека здесь и сейчас
|
Отношение к творчеству, к свободе
|
Свобода творчества / выбора не поощряется (за исключением узкого набора креативно мыслящих специалистов). Работа предсказуемая, монотонная, нетворческая. Скачки за барьер 10 % , как правило, не поощряются… |
Человек свободен, творчески открыт. Во главе угла стоит его добрая воля… |
Критерий |
Все, что мешает экономическому росту, — неприлично. Все должно быть экономически эффективно. Поэтому все, что неэтично, уродливо, растлевает душу и разрушает человека изнутри, угрожает миру и благополучию будущих поколений, НО при этом считается экономически эффективным, — имеет право существовать, расти и процветать. Корни в фундаментальном материализме |
Неэффективным признается все то, что тормозит человека на пути эволюции, отворачивает его от его истинной природы: любви, великодушия, милосердия и сострадания, силы воли, способности и потребности в настоящей дружбе и т. д. Нет отрицания материальных благ, но они не должны достигаться любой ценой. Во главе угла стоит духовность
|
Главный ресурс развития экономики страны |
Материальные ресурсы
|
Образование и воспитание |
Теория и практика
Как работает западная экономика и к каким результатам может привести ее повсеместное внедрение, нет необходимости объяснять. Ставшие нормой нашей сегодняшней жизни повсеместная безработица и колоссальное, невообразимое расслоение современного общества красноречиво свидетельствуют о достигнутых «результатах». В этой связи крайне интересно было бы узнать о случаях применения альтернативной экономической теории. Такие случаи есть.
Первым на ум, конечно же, приходит Бутан. В этом небольшом затерянном в Гималаях королевстве размером с Францию живет около 700 000 человек. Основу бутанской экономики составляет сельское хозяйство. В течение столетий Бутан был изолирован от всего мира, и лишь в последние десятилетия страна стала активно модернизироваться и вовлекаться международную торговлю. Бутан строит дороги, проводит электричество, развивает современное здравоохранение и образование. Но при всем этом бутанские монархи пытаются соединить экономический рост с сохранением традиционной культуры и социальным благополучием. Что самое удивительное — им это удается.
Все дело в том, что в королевстве экономическим выбором стал не рост валового национального продукта (ВНП), а рост… валового национального счастья (ВНС). «Счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта», — сказал четвертый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 г. Не существует формулы его вычисления, но оно есть как критерий для экономического выбора. Согласно буддистским традициям Бутана, счастье понимается не как приложение к товарам и услугам, а как результат серьезной работы по внутреннему самопознанию и сострадания к другим. Практически «валовое национальное счастье» реализуется через пятилетнее планирование развития экономики[1], при котором прогресс осуществляется медленными шагами, чтобы поддерживать и не разрушать традиционные ценности — семью, культуру, природу, буддийскую религию.
Следующим примером позитивного влияния буддийской экономики будет Япония. Некоторые исследователи[2] полагают именно следование буддийским принципам причиной так называемого «японского экономического чуда». Принципы буддийской экономики очевидным образом повлияли на японскую этику лояльности, занятости в течение всей жизни, принцип совместного принятия решений. «Круг Проверки Качества» (QCC), «Полное Качественное Управление» (TQM), чтение миссии компании перед сотрудниками в начале недели и другие чисто японские корпоративные принципы берут свое начало также в буддийских традициях. Результат — совершенно особая экономическая культура, позволяющая одновременно достигать результата как в развитии производств, так и в заботе о человеке и, что немаловажно, природе.
Срединный путь
Японская модель, сочетающая в себе принципы как западной, так и буддийской экономики, может, наверное, являться примером удачной интеграции двух подходов — это своего рода буддийский «срединный путь» между двумя крайностями. Пример неоднозначный и не идеальный, но он демонстрирует саму возможность сочетания двух ключевых принципов: развития производства и заботы о природе и человеке.
И кто знает, возможно, еще при нашей жизни в экономических планах наших стран мы увидим не только валовый национальный продукт, но и «валовое национальное счастье». Ведь, в конечном итоге, зачем он нам, этот продукт, если не будет счастья?