«Подскажите, пожалуйста, сколько стоит эта вещь?» спрашиваем мы обычно, когда хотим что-то приобрести. Удивительный факт: мы делаем приобретение, но так и не получаем ответа на свой вопрос. Ведь ни мы, ни продавец на самом деле даже и не задумывались о том, что скрывается за коротким словом «стоит». Деньги? Труд? Знания? Смысл? Оказывается, тут возможны разные и не всегда очевидные варианты ответа.

 

Происхождение понятия

Нам всем более-менее хорошо знакомы основы современной экономики: спрос порождает предложение, всем управляет идея конкуренции и свободного рынка. Сегодня экономика — неотъемлемая часть нашей жизни, но оказывается, что «наша» экономика — не единственная возможная. Параллельно традиционной для нас экономической модели существует альтернативный подход, получивший название «буддийская экономика». Она стала известной  в 1955 году благодаря экономисту Э. Шумахеру.

Эрнст Шумахер, британец немецкого происхождения, получив прекрасное образование в области экономики (университеты Берлина, Оксфорда, Колумбийский университет), не пожелал жить под флагом нацизма и в 1939 году приехал в Англию. Он привлек внимание известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса своей статьей, которую написал в минуты отдыха во время работы на ферме. Кейнс оценил способности молодого немца и освободил Шумахера от интернирования. Шумахер в свою очередь помог британскому правительству мобилизовать экономику Англии во время Второй мировой войны.

После войны Шумахер продолжал эту работу, а с 1950 по 1970 год был главным экономическим советником в Национальном управлении угольной промышленности — одной из крупнейших в мире организаций с 800 000 сотрудников. Уже тогда он говорил о важности использования возобновляемых источников энергии, предсказывал рост ОПЕК и многие проблемы ядерной энергетики. Принято считать, что его дальновидное планирование способствовало послевоенному восстановлению экономики Великобритании.

В 1955 году Шумахер поехал в Бирму в качестве экономического консультанта премьер-министра Бирмы У Ну. Там на него оказали сильное влияние Махатма Ганди и его близкий соратник, индийский экономист Кумараппа, разрабатывавший экономическую теорию «самодостаточной экономики» (self-reliant economies). Впоследствии Шумахер выделял Ганди как величайшего «народного экономиста», экономическое мышление которого было основано на духовности, в отличие от западного материализма. Находясь там, он разработал ряд принципов, которые впоследствии получили название «буддийская экономика», и в 1966 году впервые опубликовал их в книге «Asia: A Handbook».

Буддийская экономика следует буддийскому принципу минимизации страданий и сосредоточена на освобождении души человека. Она бросает вызов основным принципам западной экономики, таким как максимизации прибыли, культивирование желания, развитие рынков, инструментальное использование мира и эгоистические интересы.

 

Сравнение двух экономических концепций

Давайте более подробно рассмотрим различие между взглядами западной экономики, представленными, в частности, в работах Джона Кейнса с его кривыми спроса и предложения, и  экономики Востока, дошедшей до нас благодаря усилиям Эрнста Шумахера. Для упрощения восприятия мы будем использовать формулировки «подход Востока» или «западный подход», понимая, что в жизни все, конечно же, не так прямолинейно. Сегодня, например, многое из восточной мудрости глубоко проникло в западные страны и с успехом применяется в международных корпорациях, стало достоянием образовательных программ MBA, основой международных стандартов по формированию финансовой отчетности и т. д.

Как говорится, дьявол кроется в деталях, поэтому прежде всего нужно рассмотреть определения базовых понятий, на которых основаны исследуемые экономические теории.

 

Базовыепонятия

Запад

Восток

Уровень жизни

 

Человек, потребляющий больше, живет лучше того, что потребляет меньше

Показатель уровня жизни — счастье, уровень духовного развития. Потребление не цель — а средство

Цель микроэкономики (предприятий)

Максимизация прибыли любой ценой 

=> повышение продаж  > создание спроса > развитие общества потребления > материализм, отлучение человека от духовности 

 

=> снижение расходов > вытеснение человека машинами и автоматами > умаление достоинства человека, безработица и порабощение

Максимальное благополучие человека при минимальном потреблении ресурсов. Благополучие человека =  духовное развитие, счастье человека

 

Приоритеты

 

Товары важнее человека. Потребление — цель, рост потребления — важнее всего. Тот, кто создает спрос, — хозяин этого мира

В центре — человек и его развитие. Для него важно ограничение потребления (сила воли), потребление — лишь средство. Простота и ненасилие

Добавленная стоимость — это разница между тем, за сколько купил, и тем, за сколько продал

Все правильно. Например: срубил дерево, привез на рынок и продал за 1000 руб. Создал добавленную стоимость на 1000 руб. (купил за 0 руб., продал за 1000 руб., добавленная стоимость = 1000 – 0 = 1000 руб.)

 

Дерево принадлежит природе. Добавленной стоимостью, которую создает человек в вышеуказанном примере, является услуга по срубке и транспортировке дерева до места продажи. Я могу оставить себе скромное вознаграждение за эти услуги (например, 100 руб.), остальная разница в 900 руб. принадлежит Природе, через перечисление в виде налога, который в свою очередь должен быть направлен государством на восстановление экологии

Цель экономики (макроэкономика)

Акцент на товаре. Стоит пожертвовать полной занятостью ради экономической стабильности. Если потребление товара невелико, то и занятость может быть низкой

Акцент на человеке. Ставить товар выше человека, а потребление  выше творческой деятельности — абсурд. Планирование базируется в первую очередь на обеспечении полной занятости тех, кто нуждается в работе

Отношение к труду

 

Труд — неизбежное зло, труд механистичен

 

Труд — необходимый элемент в развитии человека. Еще лучше, если труд имеет творческую составляющую и добрую волю

Отношение к замещению человека роботами и механизмами

 

Критерий — экономическая эффективность. Если есть экономия — то надо замещать. Возникающие при этом социальные вопросы занятости бизнес переадресовывает государству

 

Человек в своей деятельности может использовать компьютеры, механизмы и приспособления при условии, что последние не конкурируют с человеком в области творчества и принятии решений, не умаляют его человеческого достоинства

Прогнозы — предсказание будущего

 

 

Выводят тенденции исходя из прошлого. Основываются на допущениях, что поведение человека предсказуемо и будет ровно таким, каким оно было в прошлом периоде «плюс 10 %»

Человек непредсказуем. Будущее неясно и сильно зависит от поступков человека здесь и сейчас

 

Отношение к творчеству, к свободе

 

Свобода творчества / выбора не поощряется (за исключением узкого набора креативно мыслящих специалистов). Работа предсказуемая, монотонная, нетворческая. Скачки за барьер 10 % , как правило, не поощряются…

Человек свободен, творчески открыт. Во главе угла стоит его добрая воля…

Критерий

Все, что мешает экономическому росту, — неприлично. Все должно быть экономически эффективно. Поэтому все, что неэтично, уродливо, растлевает душу и разрушает человека изнутри, угрожает миру и благополучию будущих поколений, НО при этом считается экономически эффективным, — имеет право существовать, расти и процветать. Корни в фундаментальном материализме

Неэффективным признается все то, что тормозит человека на пути эволюции, отворачивает его от его истинной природы: любви, великодушия, милосердия и сострадания, силы воли, способности и потребности в настоящей дружбе и т. д. Нет отрицания материальных благ, но они не должны достигаться любой ценой. Во главе угла стоит духовность

 

Главный ресурс развития экономики страны

Материальные ресурсы

 

Образование и воспитание

 

Теория и практика

Как работает западная экономика и к каким результатам может привести ее повсеместное внедрение, нет необходимости объяснять. Ставшие нормой нашей сегодняшней жизни повсеместная безработица и колоссальное, невообразимое расслоение современного общества красноречиво свидетельствуют о достигнутых «результатах». В этой связи крайне интересно было бы узнать о случаях применения альтернативной экономической теории. Такие случаи есть.

Первым на ум, конечно же, приходит Бутан. В этом небольшом затерянном в Гималаях королевстве размером с Францию живет около 700 000 человек. Основу бутанской экономики составляет сельское хозяйство. В течение столетий Бутан был изолирован от всего мира, и лишь в последние десятилетия страна стала активно модернизироваться и вовлекаться международную торговлю. Бутан строит дороги, проводит электричество, развивает современное здравоохранение и образование. Но при всем этом бутанские монархи пытаются соединить экономический рост с сохранением традиционной культуры и социальным благополучием. Что самое удивительное — им это удается.

Все дело в том, что в королевстве экономическим выбором стал не рост валового национального продукта (ВНП), а рост… валового национального счастья (ВНС). «Счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта», — сказал четвертый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 г. Не существует формулы его вычисления, но оно есть как критерий для экономического выбора. Согласно буддистским традициям Бутана, счастье понимается не как приложение к товарам и услугам, а как результат серьезной работы по внутреннему самопознанию и сострадания к другим. Практически «валовое национальное счастье» реализуется через пятилетнее планирование развития экономики[1], при котором прогресс осуществляется медленными шагами, чтобы поддерживать и не разрушать традиционные ценности — семью, культуру, природу, буддийскую религию.

Следующим примером позитивного влияния буддийской экономики будет Япония. Некоторые исследователи[2] полагают именно следование буддийским принципам причиной так называемого «японского экономического чуда». Принципы буддийской экономики очевидным образом повлияли на японскую этику лояльности, занятости в течение всей жизни, принцип совместного принятия решений. «Круг Проверки Качества» (QCC), «Полное Качественное Управление» (TQM), чтение миссии компании перед сотрудниками в начале недели и другие чисто японские корпоративные принципы берут свое начало также в буддийских традициях. Результат — совершенно особая экономическая культура, позволяющая одновременно достигать результата как в развитии производств, так и в заботе о человеке и, что немаловажно, природе.

 

Срединный путь

Японская модель, сочетающая в себе принципы как западной, так и буддийской экономики, может, наверное, являться примером удачной интеграции двух подходов — это своего рода буддийский «срединный путь» между двумя крайностями. Пример неоднозначный и не идеальный, но он демонстрирует саму возможность сочетания двух ключевых принципов: развития производства и заботы о природе и человеке.

И кто знает, возможно, еще при нашей жизни в экономических планах наших стран мы увидим не только валовый национальный продукт, но и «валовое национальное счастье». Ведь, в конечном итоге, зачем он нам, этот продукт, если не будет счастья?

 

 


[1] Вы можете ознакомиться с этими планами на сайте www.gnhc.gov.bt .

[2] Например, K. Wong в статье http://buddha.by/buddiiskaya-ekonomicheskaya-mudrost-shinichi-inou .

You have no rights to post comments