I. ВЕТЕР ИСТОРИИ ПРИНОСИТ СЕМЕНА НОВОЙ ЖИЗНИ

ПарацельсВре­мя ро­ж­де­ния но­вой куль­ту­ры, но­во­го ми­ро­воз­зре­ния все­гда чем-то на­по­ми­на­ет ми­фо­ло­ги­че­с­кую борь­бу бо­гов и ти­та­нов. В пе­ре­лом­ные мо­мен­ты ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, в пе­ри­о­ды сме­ны эпох на сце­не те­а­т­ра Ис­то­рии ра­зыг­ры­ва­ет­ся древ­няя ко­с­ми­че­с­кая дра­ма — уми­ра­ю­щие фор­мы и дог­мы ста­ро­го ми­ра сра­жа­ют­ся с ро­ж­да­ю­щи­ми­ся иде­я­ми и мо­де­ля­ми но­во­го вре­ме­ни. Фи­ло­со­фия ис­то­рии учит, что все то­ч­ки по­во­ро­та в ис­то­рии име­ют схо­жие чер­ты: ко­г­да на сме­ну ста­ро­му ми­ро­воз­зре­нию, ста­рым куль­тур­ным, ре­ли­ги­оз­ным и по­ли­ти­че­с­ким фор­мам, ста­рой на­у­ке, ста­ро­му ис­кус­ст­ву при­хо­дят но­вые идеи и мо­де­ли, воз­ни­ка­ет сна­ча­ла пе­ст­рая кар­ти­на ха­о­са, па­ра­до­к­сов и кон­т­ра­стов. Спо­кой­ное и ло­ги­ч­ное те­че­ние ис­то­рии сме­ня­ет­ся бес­по­ряд­ком; то, что ка­за­лось про­ч­ным и дол­го­ве­ч­ным, ру­шит­ся в од­но мгно­ве­ние, и ка­жет­ся, что у рас­те­рян­ных лю­дей нет ни­ка­ких то­чек опо­ры, ни­че­го по­сто­ян­но­го, че­му мо­ж­но бы­ло бы ве­рить. Эпи­де­мии, ка­та­ст­ро­фы, ре­ли­ги­оз­ный и на­уч­ный дог­ма­тизм, вой­ны, по­ли­ти­че­с­кая борь­ба, не­про­све­щен­ность, же­с­то­кость и вар­вар­ст­во, эго­изм, до­во­дя­щий до оз­ве­ре­ния и ут­ра­ты мо­раль­но-ду­хов­ных цен­но­стей, тол­пы но­во­яв­лен­ных «мес­сий» и мно­же­ст­во сект, поль­зую­­щих­ся до­ве­ри­ем на­ив­ных и бес­по­мощ­ных лю­дей, по­те­ряв­ших поч­ву под но­га­ми, — это все­го лишь од­на сто­ро­на за­га­доч­ной дра­мы сме­ны эпох, то­чек по­во­ро­та.

I. Философия как состояние души

История человечества - это не просто череда  событий, потрясающих мир. Каждая эпоха - сокровищница интереснейшего опыта, а за этим опытом стоят живые люди, реальные судьбы, "неисповедимые пути Господни", выстраданные достижения, моменты, когда одновременно проявляются высокие мечты и грубая реальность, надежда и разочарование, удачи и невезение. Часто, изучая тексты, рассказывающие о важных событиях, об истории мировоззрений и о человеческих достижениях, о жизни и творениях выдающихся людей, так хочется по настоящему уметь читать между строк. Хочется взглянуть глубже и шире, выйти за рамки нейтральных, лишенных оттенков описаний. Хочется взглянуть на ту другую, недосказанную Историю, в которой за каждым конкретным фактом стоит множество нюансов, переживаний, причин и следствий, стоят живые существа со своими судьбами, сражениями, загадками и тайнами.

МоцартКогда я слышу музыку Моцарта, мне очень хочется спросить: Маэстро, как Вы создаете Музыку? какое божество тихонько напевает ее Вам на ухо или, завладев Вашим слухом, Вашими руками, Вашими чувствами, превращает гармонию небесных сфер в рассыпанные по бумаге ноты, которые, обретя звучание, задевают человеческую душу и напоминают ей о том, что помимо спокойной, обыденной, привычной жизни существует другой мир? ценой скольких мучений души и тела рождается на свет эта светлая музыка?

МеркаторОн никогда не совершал морских путешествий, все открытия сделал в своем кабинете, но его труды достойно венчают эпоху Великих географических открытий. Он собрал воедино все накопленные в Европе географические знания, создал наиболее точные карты. С Герарда Меркатора берет свое начало наука, получившая название картографии.

Эпоха Великих географических открытий. Время дальних странствий, полных опасностей, неизвестности и романтики. И главный герой – конечно, отважный капитан, который ведет свою эскадру по бурному морю в неведомые края «или, бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыплется золото с кружев розоватых брабантских манжет...»

КантНадо идти не тем путем, по которому идут все, а тем, которым должно идти.

Сенека

Так и знала! Вопрос в билете: «Основные элементы учения Канта»... Мучительно вспоминаю, чем трансцендентное отличается от трансцендентального... Нет ничего скучнее Канта! Само имя уже вызывает образ сухого, чрезвычайно строгого, застегнутого на все пуговицы, всем недовольного профессора, который специально писал много и непонятно для того, чтобы студенты мучались. Но, может быть, все было совсем не так?

Григорий Сковорода

Счастье твое, и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя.
Григорий Сковорода

 

По зеленым холмам Слобожанщины бродил почти три века назад философ и учитель Григорий Саввич Сковорода. И сейчас над этими холмами все так же гуляет ветер, колышет травы... С тех пор мало что изменилось. Человечество совершило множество открытий, но счастливее почему-то не стало. Земля снова ждет учителя, который напомнил бы людям о другой земле, о духовной родине, которая находится глубоко в сердце каждого. Так было и тогда, в XVIII веке. «Пока не будем иметь своего Сократа, до тех пор не быть ни своему Платону, ни другому философу… Отче наш, иже еси на небесех! Скоро ли ниспошлешь нам Сократа, который бы научил нас прежде всего познанию себя... Да святится имя твое в мыслях и размышлениях раба твоего, который задумал и пожелал быть Сократом на Руси» — так писал философ Сковорода, который решился стать первопроходцем, чтобы показать другим путь к самим себе, к божеству, живущему в каждом бьющемся сердце.

Зенон
Зенон Китийский
(IV–III вв. до н.э.)

«Человек рожден для счастья, как птица для полета» — с этой мыслью русского писателя Владимира Короленко трудно не согласиться. Конечно, всегда найдутся те, кто смотрит на счастье иначе, но ведь и птицы не все летают.

Стать счастливыми хотелось и древним грекам. Именно в этом они видели конечную цель своей жизни, хотя, подобно нашим современникам, понимали счастье очень по-разному.

А существуют ли универсальные рецепты счастливой жизни? Ответ на этот вопрос искали многие греческие философы, от этого их этические теории даже стали называть эвдемоническими (eudaimonia по-гречески «счастье»). На мой взгляд, самый лаконичный и при этом самый красивый рецепт счастливой жизни предложил основатель стоической школы Зенон Китийский.

СократДельфийский оракул назвал его мудрейшим из людей, а он был скромен и прост, верный служитель Богов, Отечества, чести и справедливости. А ещё Сократ умел задавать вопросы. Вопросы о главном.

Афины, пятое столетие до нашей эры — время Перикла, Фидия, Софокла, золотой век греческой культуры.

В бедной семье каменотеса и повитухи родился мальчик, Сократ. В Афинах шли в те дни знаменитые Фаргелии — праздник, посвящённый рождению Аполлона и Артемиды. Появиться на свет в такое время считалось событием символическим, и новорождённый, естественно, попадал под покровительство высокочтимого в Афинах Аполлона, бога муз, искусств и гармонии.

ЭсхилОн был легендарным поэтом, храбрым воином и, возможно, посвященным в знаменитые Элевсинские мистерии. Но мы все благодарны греку Эсхилу за то, что он стоял у истоков великого, таинственного и священного искусства, имя которому Театр.

ЛамаркПервая последовательная теория эволюции была создана Жаном-Батистом Ламарком, французским естествоиспытателем и философом. Его теория впервые представляет в систематическом и законченном виде взгляд на сам факт эволюции и факторы, объясняющие эволюционный процесс. Его эволюционные теории изложены в «Системе беспозвоночных животных», «Исследованиях организации живых тел» (1802) и «Философии зоологии» (1809).