Истоки

Николай Кузанский - один из крупнейших философов эпохи Возрождения. Время жизни и деятельности философа соответствует периоду перехода от средневековья к новому времени. Как и все переходные эпохи истории человечества, та, в которой он жил, была противоречивой и сложной. Шла борьба старого с новым, догматических взглядов — с возрожденческими идеями, которые опирались, прежде всего, на античное наследие.

Философские интересы Кузанского были необычайно обширны и разносторонни. В своих произведениях он цитирует Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, Прокла и Боэция - философов, которые повлияли на его гуманистическую ориентацию и, конечно, на математические идеи и символы, пронизывающие его сочинения. Он — неоплатоник, подобно большинству гуманистов XV века.

Один из основных принципов своей философии - принцип "все во всем" - он принимает от Анаксагора. На его представления о бесконечности мира повлияли также учения Демокрита и Эпикура.

Слава величайшего скульптора пришла к Фидию не сразу. «Можно сказать, что она возрастала с каждым столетием, чтобы в конце концов превратиться в своего рода мифический культ, в некое обожествление. Для современников и ближайших поколений Фидий был выдающимся мастером своего дела, но не больше» (Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции).

По мнению Платона, он «дельный» мастер, Аристотель называет его «мудрым скульптором». Перелом в оценке Фидия наметился во 2 веке до н.э. Восторг в то время вызывал прежде всего Зевс Олимпийский. Одним из первых поклонников Фидия был римский полководец Эмилий Павел. Впечатление его от Зевса Олимпийского передано Ливием: «Он был глубоко потрясен в своем сердце, как будто находился в непосредственном присутствии божества». Цицерон считал Фидия совершенным воплотителем божественных образов, взятых не из натуры, в своей душе, где жил идеал божества. Дион Хрисостом, писатель 1 в.н.э., замечал: «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он забудет обо всем тяжелом и страшном, что несет с собой человеческая жизнь».

За истиной иди - и путь найдешь вперед.
Отринь земной соблазн - в душе весь мир живет.
Поистине душа - божественный светильник,
И свет наук она, себя сжигая, льет

Мудрость, на наш взгляд, бывает двоякой. Во-первых, это совершенное знание, ....во-вторых, это совершенное действие (Абу Али ибн Сина).

    ***
    Мир, в котором жили, живут и будут жить люди не стоит на месте - он развивается, эволюционирует. И движет им сила, стоящая вне времени и порожденных им форм и эта сила всегда рядом с нами и только ждет момента, когда кто-нибудь осмелится распахнуть окно и заглянуть в вечность. И в открытое окно, подобно струе свежего воздуха, врываются новые энергии, и "идеи начинают носиться в воздухе". И открывается канал, связывающий через вечность точки поворота прошлого, настоящего и будущего, совершаются удивительные таинства "узнавания" Истины и воскрешаются к жизни импульсы прежних времен. И "хорошо забытое старое" облекается в новые, соответствующие времени формы, а отчаянные мечты и идеи, чей срок воплощения еще не пришел - устремляются в будущее. И это удивительное время "открытых дверей" называется эпохой Возрождения.

Старая «шипящая» кинопленка, мерцающий экран, черно-белое кино… Вновь возникает трепетное ощущение, будто прикасаешься к истории, до которой еще можно дотянуться… Встретиться с Чарли Чаплином лучше всего именно так: увидеть вновь его улыбку на экране. Для многих Чарли Чаплин стал олицетворением самого кино, его символом. Сколько биографий и книг написано (первая книга о нем, полная домыслов и сплетен, вышла еще в начале его творческого пути, в 1916 году), сколько фильмов снято о нем, но этот человек по-прежнему остается загадкой и живой легендой. Живой – потому что его фильмы, снятые почти в начале века, мы смотрим до сих пор.

Александр – человек и легенда

Если кого-нибудь из нас спросят, исторической или легендарной фигурой был Александр Великий, я более чем уверена, что 99 процентов ответят: «Конечно, исторической. Мы знаем, когда он родился и когда умер, знаем что он завоевал пол-Европы и пол-Азии, что он был искуснейшим из всех известных полководцев» и так далее. И будут не совсем правы.
Чем более знаменита личность, чем более грандиозны ее дела, тем быстрее становится она мифом. И вот уже две с лишним тысячи лет невозможно сказать, где заканчивается Александр – реальный человек и где начинается Александр – миф.
Был ли он в действительности сыном бога Амона? Или это легенда, призванная объяснить величие его замыслов, огромную внутреннюю силу и способность увлекать людей и вести за собой?

…Все знания, все поверия, все страсти средних веков были воплощены и преданы, так сказать, осознанию в живописных терцетах Данте.
А.С. Пушкин

Данте Алигьери, человек-светоч…
В. Гюго

Есть в истории человечества личности, которые своей жизнью определяют переход, точку поворота к новым эпохам, новым состояниям. И если пытаться найти такую точку, таких людей на переходе из Средневековья к Возрождению, то по крайней мере одним из них, несомненно, будет Данте Алигьери. Поэт, к творчеству которого вот уже 700 лет обращаются и философы, и ученые, и литераторы. Он не был так плодотворен, как Пушкин или Лопе де Вега, но только одно его произведение - “Божественная Комедия” - увековечило имя своего создателя.
Люди всегда пытались разгадать тайну рождения гениальных, великих людей. Решаются ли их судьбы на небесах, или каждый способен стать гением, приложив определенные усилия, мы не знаем. Но очень хочется понять, выяснить слагаемые такого взлета, подробности появления таких людей.

После смерти ищите меня не в земле,
А в сердцах просвещенных людей.

Джалаладдин Руми — величайший поэт-суфий, живший в ХIII веке на территории Малой Азии. Благодарные современники называли его Мевляна («Наш господин»), считая Руми своим духовным наставником. Cегодня, как и 700 лет назад, поэзия Руми жива и актуальна. Люди вновь и вновь обращаются к его произведениям, ища у «проводника в страну Истины» ответы на вечные вопросы. Поистине пророческими оказались слова Руми:
 
В тот день, когда умру, вы не заламывайте руки,
Не плачьте, не твердите о разлуке!
То не разлуки, а свиданья день.
Светило закатилось, но взойдет.
Зерно упало в землю — прорастет!

Сереньким мартовским утром 1787 года прибыл Людвиг в Вену. Город встретил его неприветливо. Серые громады домов презрительно щурились неосвещенными окнами фасадов. Деревья в парках и садах угрожающе вздымали к небу узловатые руки ветвей. На горизонте мрачной тучей нависли горы.
Одинокий и неприкаянный бродил Бетховен по чужому городу, затерянный в каменной чащобе улиц и переулков, среди безучастных людей, равнодушно толкавших его локтями и спешивших по своим делам.
Наконец он дождался того часа, когда, как ему казалось, удобно явиться домой к незнакомому человеку.

В 430 году до н.э. в Афинах состоялся суд Народного собрания, на котором был вынесен приговор одному из самых знаменитых людей Греции – скульптору Фидию. Пункты обвинения: растрата народных денег, оскорбление божества.
Сам приговор нам неизвестен; в любом случае, его не смогли привести в исполнение, потому что в скором времени старый и больной Фидий умер в афинской тюрьме. Такова была благодарность афинян за создание шедевра, который на протяжении столетий был национальной гордостью Греции. Прекрасное творение не принесло счастья Мастеру. Оно пережило своего творца…

Зачем мы собираем и старательно храним анекдоты о великих людях? Традиционный ответ состоит в том, что веселые истории, персонажами которых выступают различные знаменитости, сводит с них “хрестоматийный глянец”, делает их ближе к нам. Уже давно ни для кого не секрет, что те, о ком мы знаем из учебников и энциклопедий, были такими же живыми людьми, как и мы, и повторение этой мысли порой вызывает оскомину.
И все-таки - вновь о великих. Но не столько для того, чтобы стать к ним поближе, а для того, чтобы увидеть, что порой к открытиям, большим и малым, приводит не только упорный труд, великое стремление к истине, но и отказ от привычных схем, дерзость и смелость решений, а иногда — везение, приходящее как награда за целеустремленность и непрерывный поиск.