Алексей Валентинович Ефремов – один из самых известных уральских художников. В своих картинах он запечатлел многие места Екатеринбурга, так любимые его жителями. Благодаря кисти мастера на полотнах появились шумные улицы, прогулочные набережные, старинные мосты, тихие незаметные уголки в разные времена года.
Пишу сердцем
Однажды Алексей Валентинович пригласил меня в свою мастерскую. Я зашла в обычное многоэтажное здание, поднялась на лифте, открыла дверь и… попала в совершенно иной мир. Это пространство, в котором живет множество картин и витает запах красок и кофе. Я будто заглянула одним глазком во внутренний мир художника и приоткрыла тайну рождения искусства.
Тогда мне запомнилась одна фраза художника о том, что картины родного города получаются такими настоящими и живыми, потому что видятся и пишутся сердцем. Он усадил меня в кресло и показал несколько свежих работ, а потом перевел внимание на картины Праги, в которой не так давно побывал. Автор сказал, что они написаны только глазами, поэтому получились несколько открыточно. Можно любоваться их красотой, но глубины, такой как в картинах родного Урала – нет.
Три кита искусства
Философия творчества Алексея Валентиновича основана на трех началах: Бог, свет и любовь. Если этого нет в картинах, они не могут зацепить зрителя. Художник считает, что искусство родилось совместно с духом, развивалось поэтапно и всегда было связано с божественным. Но на рубеже XIX – XX века Бога изгнали, а в центр поставили себя: свои чувства, сны, эмоции, мысли. И тогда искусство зашло в тупик.
“Бог предполагает поклонение гармонии. Бог – это, прежде всего, свет. А свет – любовь. Что должно быть в основе искусства, чтобы оно волновало, вызывало эмоции? Конечно, любовь во всех ее ипостасях. Или дух. Возможно, образ этого духа. В живописи это свет. Эти понятия для меня очень важные”, – говорит мастер.
Родной Екатеринбург
Поражает, насколько художник умеет видеть жизнь города. Он может несколько раз писать одно и то же место, скучно не будет. Все потому, что каждый день оно выглядит по-другому. Здесь рождается своя, заметная только чуткому взгляду, история. Ее автор и открывает зрителю.
“Мы меняемся, и искусство меняется. В начале пути было важно попасть, нарисовать похоже, а сейчас иначе. Раньше было главное – изобразить, а сейчас – выразить”, – делится своим опытом Алексей Валентинович.
Один из альбомов, посвященный Екатеринбургу, был выпущен в 2011 году и называется “Старые знакомые”. Его знакомые – это старинные усадьбы XIX века в центральной части города, резные деревянные дома, арки, аллеи, парки, мосты. Например, усадьба Расторгуева-Харитонова, которую в народе называют Акрополем, дом Железнова, дом Севастьянова, Литературный квартал, Царский мост и многие другие места.
“Этюд, просто написанный с натуры, уже не удовлетворяет. Хочется знать историю того места, которое пишешь. И чем больше знаешь об этом доме, об этой улице, о каком-то сюжете, тем интереснее работать”, – говорит Алексей Валентинович.
Со своими зрителями автор тоже делится открытиями мест, поэтому его альбомы и наборы открыток сопровождаются историческими заметками, фрагментами из старых газет, комментариями краеведов.
Последняя большая серия картин, связанных с городом, посвящена Главному проспекту, ныне улице Ленина. Это линия жизни Екатеринбурга, на которой находятся многие исторические памятники. Художник создал 39 картин.
Приглашаю и вас в мир живописи Алексея Ефремова…
***
Цитаты художника взяты из книги Н. Паэгле и В. Осипова “Двенадцать пленэров в Алексеем Ефремовым”, Екатеринбург, 2018 г.
***
Краткая биография
Алексей Валентинович родился 1 июля 1963 г. в Свердловск, в семье архитектора Валентина Ефремова. Окончил живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища им. Шадра в 1983 г. и кафедру искусствоведения Уральского государственного университета в 1991 г. Художник является членом Союза художников России c 2006 г. Его картины находятся в музейных собраниях и в частных коллекциях в России, Европе и США.