У каждого — свои стереотипы. И свои ассоциации. Когда передо мной замаячила деловая поездка в Вену, многого я не ждала. Заочно Вена для меня была городом помпезных дворцов. Даже по привычке порывшись в путеводителях, отзывах и разного рода описаниях, не нашла ничего удивительного. Поэтому стала ждать… неожиданного. И не прогадала!
Первое удивление от Вены — ветер.
Понимаю еще — на берегу Тихого океана или где-то в горах. Но здесь — в самом-самом центре старушки-Европы! Да еще такой яростный, бесцеремонный — срывает шляпки, подгоняет в спину, бросает пыль в лицо.
Посмотрите на карту: Альпы здесь уже закончились, а Карпаты еще не начались, и в получившийся коридор, обрадовавшись отсутствию преграды, врываются северные воздушные потоки.
Еще один путь, кроме воздушного, ведет через эти земли: старинная Янтарная дорога, по которой с древнейших времен янтарь из Прибалтики доставлялся в Средиземноморье.
Ну и, конечно, Дунай! Самая крупная (после Волги, естественно) река Европы, нанизавшая на себя 10 стран, соединившая народы, эпохи, культуры.
Так что ничего удивительного нет в том, что возникший на этом перекрестке в I веке до н.э. римский военный лагерь Виндобона ко времени крестовых походов превратился в значительный экономический центр.
Удивительно то, что Виндобону все еще можно найти на карте современной Вены. Скажем, одна из самых гламурных улиц с дорогими магазинами — Грабен — это южная граница римского лагеря. А старейшая в Вене площадь Высокий рынок — это место пересечения двух его главных осей — кардо (виа принципалис) и декуманус.
Удивительно, что на протяжении веков эти оси сохраняют свой характер. Как изначально располагались вдоль виа принципалис (главной улицы) разные постройки экономического и повседневного характера, так и позже там был рынок, а сейчас биржа, здание ОПЕК, представительство ЕС. Виа декумана изначально была осью имперской власти. И сейчас вдоль нее мы можем видеть здание правительства Габсбургов, императорские дворцы, замок Шенбрунн.
Главный храм Вены — собор Святого Стефана — построен сразу за восточной границей римского поселения. Заложен он был еще в XII веке, а нынешний свой готический вид приобрел уже к началу XVI века. Это главная святыня Австрии, ее символ и предмет особой гордости австрийцев. (В сериале про «комиссара Рекса» — пса-полицейского — в заставке мелькает именно его силуэт и мозаичная крыша, дабы обозначить, что действие происходит именно в столице Австрии.) Из необычного — в соборе находится усыпальница монархов рода Габсбургов (пока ничего необычного), но по традиции этой семьи тела хоронили в церкви Капуцинов, сердца — в Августинской церкви, а в соборе Святого Стефана — только внутренние органы, в медных сосудах.
Церкви Вены — тоже большой сюрприз. Да, сегодня многие из них выглядят вполне «современно» — барочно, например, как церковь Святого Петра. Но загляните в их историю! Та же церковь Петра была основана еще самим Карлом Великим примерно в 800 году на месте ранее существовавшего здесь римского святилища! Да, потом она сгорела и возобновилась уже в другом стиле, но все-таки!
Церковь Петра стоит все на той же оси — виа декумана — в центре «римского города». А на пересечении этой оси с его границами стоят две других древних и интереснейших церкви.
Церковь Святого Руперта считается самой древней в Вене — основана в VIII-IX веках. Она посвящена Руперту Зальцбургскому, покровителю торговцев солью. После уничтожения римского поселения город начал расти именно вокруг этой церкви, на юге.
На северной границе и на той же оси нас ждет церковь Святого Михаила XII века. Она знаменита не только удивительной фреской «взвешивания души» святым Михаилом, не только уникальной криптой, где благодаря особому климату естественным образом мумифицировались погребенные тела. В этой церкви впервые был исполнен «Реквием» Моцарта!
Кстати о музыке. Увы! Мы ничего не скажем в этой небольшой заметке ни о Вене музыкальной, ни о прекраснейших дворцах и великолепных музеях. Не промолвим ни словечка о «бульварном кольце» — Ринге. Умолчим даже о торте «Захер». И о лошадях липиццанерской породы. И о фиакрах. И обо всем остальном, чем знаменита Вена. Ну и пусть.
А на прощание Вена сделала нам еще один подарок.
Спустившись в вестибюль метро около собора Святого Стефана, мы — через стекло, правда, — увидели подземную церковь. Небольшую, в форме креста, с шестью нишами. Построенная примерно в 1250 году, она всегда находилась под землей, сверху «замаскированная» другой церковью, и была обнаружена случайно при строительстве метро уже в 1970-е. Верхняя не имела с подземной никакого сообщения, кроме узкого люка. В нижней церкви найдено два колодца.
Знатоки сказали, что подобные храмы создавали тамплиеры для обрядов посвящения. Это подтверждает и восьмиконечный тамплиерский крест «пате», изображенный в алтарной части церкви.
Вернувшись на площадь, мы обнаружили выложенные из плитки силуэты обеих церквей прямо на главной площади, где и мы не раз за эти дни проходили и ничего не замечали. Что ж, так бывает.
Вена оказалась изящным, стильным, целостным городом (последнее особенно удивительно, учитывая ее солидный возраст — две тысячи лет не шутка!). Городом, полным сюрпризов — если ты не разучился удивляться!