Если ехать по дороге Париж — Нант, километрах в 60 от столицы после одного из поворотов дороги далеко в поле вдруг появляется силуэт готического собора. Сначала даже кажется, что это мираж, как в пустыне. Сверившись с картой, понимаешь, что это Шартр. А чуть позже раскрывается и загадка миража: город — это как бы приложение к храму, его подножие. Где-то там, в древнем соборе, ждут тебя голубые витражи, таинственные крипты с Черной Мадонной, колодец друидов и загадочный лабиринт, и ты спешишь им навстречу, ожидая чуда…
Городок разбежался по берегам речушки Эр — лабиринт узеньких чистеньких улиц, старинные дома, арочные мостики, фонари… Даже периодические нашествия туристов не могут нарушить этого очарования Средневековья. Хотя как раз в Средние века, когда шло строительство Собора, жизнь здесь бурлила: «…под сенью собора ютились жилые дома, на соборной площади сходились улицы; люди отворачивались от своих полей, лугов и деревушек, устремляя восхищенные взгляды на собор… И пускай крестьянин жил в убогой лачуге, а рыцарь — в замке… к жизни собора были причастны все без исключения» (итальянский писатель Э. Витторини). Город в те времена представлял собой братство строителей Собора. Каменщики, плотники и столяры, суконщики и меховики, пекари и мясники, каретники и бочары — труд всех, кто строил и кто кормил тех, кто строил, остался запечатленным не только в самом теле собора, но и в его витражах, наряду с житиями святых, мучеников и царей.
Есть, конечно, и современная часть Шартра — с многоэтажными домами, производством и суетой, но она мудро вынесена из исторического центра и не заслоняет его.
Впрочем, Собор заслонить трудно: он виден из любого уголка города — за домами, в просветах улиц, из окна кафе. Он как путеводная нить, как цель и смысл всего этого маленького мира.
Известно, что как город Шартр появился в середине I тысячелетия на месте кельтского святилища, у святого источника. А вот когда появилось святилище — неизвестно… Шартр — одно из тех особых мест, которые, кажется, были священными всегда, какой бы народ ни жил здесь.
Как пишет Цезарь, «в определенный день друиды собирались в священном месте, куда со всех сторон стекались люди, чтобы разрешить свои споры, подчиняясь мнениям и постановлениям друидов». В преданиях упоминается языческий алтарь, посвященный «молодой девушке, которой предстояло стать матерью». Иными словами, еще до появления христианского храма здесь поклонялись Деве-Богоматери. Многие исследователи связывают ее с египетской Исидой.
К VI веку относятся первые свидетельства о существовании алтаря в честь Марии, а в королевском указе VIII века уже упоминается святая Мария Шартрская. В течение следующих нескольких столетий здание церкви не раз страдало от пожаров и разрушений. Очередную реконструкцию храма после разорения, которому город подвергся во время набега норманнов, начал в 859 году епископ Жильбер, превратив церковь в городской кафедральный собор.
Примерно в это же время в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — Покров Девы Марии. Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия оказалась в Шартре благодаря французскому королю Карлу II Лысому, внуку Карла Великого.
Пребыванию в Шартре Покрова приписывают много чудесных событий, однако самым впечатляющим выглядит удивительное спасение ларца, где хранилась святыня, во время трехдневного пожара 1194 года, уничтожившего почти весь собор.
Сразу после пожара 1194 года в Шартре началось строительство нового собора. Христиане всех сословий устремились в город, чтобы помочь восстановить Дом Богородицы. Каждый приносил что мог — кто камни, кто дерево, кто золото, кто съестные припасы. И даже больные и неимущие помогали общему делу своими молитвами.
От прежнего романского сооружения в новом храме сохранились лишь часть фасада, крипта и нижний ярус башен с романскими скульптурами. При этом крипта разрушенного собора была включена в систему фундаментов, а фасад 1135–1180 годов оказался встроенным в новый фасад.
Строительство основной части здания (не считая капелл, которые были пристроены в начале XVI века) велось до 1225 года. Но даже если считать датой окончания строительства 1260-й, когда собор был освящен в присутствии короля Людовика IX, все равно, всего 65 лет для создания огромного прекраснейшего готического храма — какое колоссальное напряжение всех сил, какая концентрация средств! Некоторые источники намекают на то, что деньги для строительства поступали от Ордена тамплиеров, а другие подчеркивают, что в ходе работ все их участники проявляли необычайный энтузиазм, дисциплинированность и благочестие.
Новый храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии.
Это грандиозное здание дошло до нас в том самом виде, в каком и было построено. Кафедральный собор в Шартре был единственным, который не пострадал во время Великой французской революции, что само по себе удивительно. Уже при входе мы видим статуи царицы Савской, царя Давида, Соломона. В те времена статуи царей уничтожали в первую очередь. Революционеры громили соборы и монастыри с таким же усердием, как и замки аристократов. Здесь же сохранилось всё: скульптуры и барельефы, внутреннее убранство и даже поразительной красоты витражи.
На горе, у Собора, всегда ветер. И пусть внизу мирно и тепло, здесь он пронизывает до костей, проникает под одежду, толкает в спину… Хочется, запрокинув голову, долго-долго стоять и рассматривать все детали Собора, скульптуры, но не можешь — ветер сбивает с ног…
Богатейшее наружное и внутреннее убранство насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. Кто-то назвал этот Храм каменной книгой — и чтобы прочитать ее, потребуются годы и годы. Христос поучающий и осел, играющий на виелле, фигуры, изображающие сезонные полевые работы, и символы знаков Зодиака, пророки и философы, короли и святые… И чем-то трогающий душу ангел с солнечными часами на углу южной башни.
Собор в Шартре гордо носит имя Королевы соборов. Ведь это не только шедевр архитектуры и искусства. Это и величайшая святыня, и ведущий центр философского образования, внесший большой вклад в формирование мышления своего времени. В XII веке при различных монастырях, соборах и растущих городах стали возникать новые школы, обучение в которых основывалось на «семи свободных искусствах» — тривиуме и квадривиуме. Считалось, что изучение квадривиума — арифметики, геометрии, музыки и астрономии — должно было подготовить разум к восприятию божественных истин, ибо эти дисциплины были связаны со священными числами, присутствующими во всех вещах. Пифагорейцы и платоники учили, что число, интервал и пропорция являются истинной основой музыки и движения небесных тел. И поскольку готические соборы строились в соответствии с этими принципами, они могли послужить путеводной нитью, следуя которой разум мог прийти к своему священному источнику. Как доказательство значимости этих наук их скульптурные символы были помещены на раннеготическом Королевском портале собора в Шартре, там же можно видеть скульптуры Пифагора, Эвклида, Аристотеля и Боэция…
Ощущая себя крохотной частичкой тысячелетней армии паломников, пройдем сквозь Королевский портал под пристальным взглядом царей и святых… Мы в просторном, широком (самом широком во Франции!) нефе, заполненном голубым сиянием витражей. Но не спешите, посмотрите на пол — у вас под ногами лабиринт, древняя загадка, ведущая свою историю из глубин времен.
Лабиринт Шартра состоит из огромного множества концентрических кругов, выложенных цветными камнями. Его диаметр — 12,9 м, а протяженность — 261,5 м. Дорожки лабиринта, никогда не реставрировавшегося, стерты коленями тысяч паломников: в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму. Однако, по мнению некоторых ученых, длина пути в лабиринте совпадает с числом дней пребывания младенца в утробе матери и может символизировать путь к новому рождению, возобновлению человека. По мнению других исследователей, лабиринт символизирует алхимическое Великое делание, в ходе которого грубая материя преобразуется во внутренний свет и золотую мудрость, истинный философский камень. К. Крич-Лоу считает, что лабиринт шартрского типа представляет собой модель мира, а путь в лабиринте есть не что иное, как неоплатоническое путешествие души от Бога (внешняя окружность) до земли (в центре) и обратно.
В центре лабиринта находилась медная пластина, которая в 1792 году во время кампании Наполеона была изъята и расплавлена. Металлические штыри, с помощью которых она крепилась к камню, видны до сих пор. На пластине были изображены Тезей, Минотавр и Ариадна со своей путеводной нитью. Борьба между Тезеем и Минотавром, подобно борьбе святого Георгия со змеем, символизирует психомахию (борьбу души), которая происходит между силами Добра и Зла на пути через лабиринт жизни.
Лабиринт, конечно, не изобретение шартрских мастеров. С египетских и греческих времен их известно немало. Существовали они и в других готических соборах, но в эпоху Просвещения лабиринты в Оксере, Сансе, Реймсе, Аррасе, Амьене уничтожили ревнители веры — как это нам знакомо!
Есть еще один секрет у лабиринта: расстояние между его центром и западным порталом очень точно соответствует расстоянию (31,75 м) между западным порталом и западной розой над ним, которая символизирует Последний Суд. Если уложить западный фасад на пол нефа, то окно розы практически точно ляжет на лабиринт. Совпадение или снова символ: Последний Суд станет вратами в Небесный Иерусалим?
Знатоки говорят, что лучше всего смотреть собор утром ясного зимнего дня, тогда игра света витражей предстает во всем своем великолепии. Но знаменитая «шартрская синь» — так называют ее за особый голубоватый свет, который наполняет собой пространство, — поражает в любой день.
Шартр — один из немногих соборов готической Франции, который, пройдя через все исторические катаклизмы, сохранил почти неизменным свое остекление. Он украшен витражами XII–XIII веков, занимающими около 2600 м2, — это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей той эпохи. В соборе 146 окон, на которых, кроме отдельных фигур, изображены 1359 различных сюжетов. Витражи украшают также розы главного фасада и трансепта.
Собрание витражей кафедрального собора в Шартре называют стеклянной библией. Каждый витраж представляет собой эпизод из Библии или картину из французской жизни XIII века. «Читать» их нужно слева направо, но не так, как книги, а снизу вверх, то есть от земли к небу.
Во время Мировых войн витражи собора разбирали и прятали в глубоких подвалах, чтобы, не дай Бог, эти сокровища не пострадали во время бомбежек и артобстрелов. Но главным врагом для стеклянных картин стало время.
Как в человеческом сердце есть тайные уголки, так и в соборе есть скрытые помещения. Расположенные под землей, они все вместе образуют крипту (от греческого «скрытый»). Спускаясь сюда, мы как будто совершаем круг в лабиринте времени, возвращаясь к самому началу Шартра — задолго до появления здесь христианского храма…
Некогда в этих подземных комнатах стояли статуи Исиды — с приходом в Галлию христианства они стали теми самыми Черными Девами, которые до сих пор окружены особым почитанием. Впрочем, и те и другие символизируют одно и то же — Virgini pariturae, Деву, которая должна родить.
Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. Сначала это была античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства», как говорится об этом в местных хрониках. Она пропала неизвестно когда, и ее заменили деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая сгорела в 1793 году. Современное же изображение датируется концом XVIII века.
И еще один свидетель далекого прошлого ждет нас в подземельях Шартра — потомок священного источника, колодец друидов, хранящий память и о древних обрядах очищения, и о кровопролитных битвах и опустошительных пожарах, и о подвигах духа…
Чем дальше в воспоминания уходит Шартр, тем чаще он вспоминается… То блеснет невероятным синим всполохом витраж, то узенькая — руками охватить — улочка выведет к арочному мостику, то позовет таинственным зовом крипта, то потянет к себе лабиринт… И над всем этим вздымаются шпили собора.