Заповедник... Это больше чем охраняемая природная территория для растений и животных. Скорее, это Заповедь для нас, людей.
Уже второй год корреспонденты журнала «Новый Акрополь» отправляются в путь, чтобы рассказать читателям журнала о жизни заповедников, об их проблемах и радостях. В N 4(17) за 2000 г. мы писали о Приокско-Террасном заповеднике. Сегодня речь пойдет об Окском, в Мещере.

Окский государственный биосферный заповедник — один из островков нетронутой природы в самом сердце России. Заповедник представляет природу Мещеры, удивительного уголка Земли, воспетого К. Паустовским, подарившего миру Сергея Есенина и К.Э. Циолковского. Уже более 65 лет заповедник сохраняет природу этого древнего края.

К 110-летию со дня рождения М.А. Булгакова

— А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете.

Вложенная в уста героя романа «Мастер и Маргарита», эта мысль не нова, и многие, я думаю, с готовностью подписались бы под ней. Но бессмертные строки Булгакова были написаны в России 30-х годов ХХ века и поэтому приобрели особый смысл. Среди арестов и доносов, когда его книги не печатали, а готовые к постановке спектакли снимали в последний момент, замысел и воплощение «Мастера и Маргариты» стали для Булгакова не просто актом писательского мужества, а чем-то гораздо большим... Впервые увидев свет лишь спустя двадцать шесть лет после написания, роман сразу же стал настольной книгой всех думающих, неравнодушных людей и остается нравственным ориентиром для многих поколений читателей.

Есть в Москве дома, которые вызывают чувство радостного удивления. Они разные, но их объединяет одно весеннее понятие — модерн.

Поварская, Спиридоновка, Никитская, Столешники... Таинственные особняки смотрят на нас из-за металлических оград с изящными коваными решетками, напоминающими крылья бабочки, волны моря или колеблющиеся стебли болотных растений. Каждый особняк излучает свою магию, каждый ярко индивидуален и волшебно красив.
На рубеже XIX и XX веков родился архитектурный стиль, который вскоре стал и стилем жизни. Это модерн, что значит «новый», «новейший». И хотя в стиле модерн строили и банки, и вокзалы, и доходные дома, именно в особняках он проявился со всей глубиной. Слово «особняк» — особенный дом, в котором живут особенные люди какой-то необычной жизнью, — словно отражает саму суть модерна.

В Кремле есть один дворец, которому недавно исполнилось 650 лет. Дворец этот  не поражает величественными формами, но судьба у него было особенной — он стоял для радости. Его так и называли Потешным. И дворец и название сохранились до нашего времени, а дорог он нам тем, что был в нем первый на Руси театр.
Еще при царе Михаиле Федоровиче скоморохи представляли здесь «смехотворную хитрость» — небольшие театральные пьесы и кукольные комедии собственного сочинения. Скоморохи закрывались кругом холстом, а над их головами куклы выделывали разные фарсы. Комедиантов, с которыми Москва смеялась и плакала на площадях и базарах, царь пригласил в Потешный дворец.

Москва новогодняя — совсем особенная. Торжественная и нарядная, разгульная и задумчивая — она, как всегда, разная. Потому что она — Москва.

ДЕД МОРОЗ ВАСНЕЦОВ
Зимний вечер. Гостиная в доме Саввы Ивановича Мамонтова. Горят свечи, звучит музыка, оживленные голоса: идет генеральная репетиция «Снегурочки» Островского. Режиссер-постановщик — сам хозяин дома. В спектакле участвуют члены семьи и талантливая творческая молодежь: Поленов, Репин, Коровин, Врубель... На роль Деда Мороза Савва Иванович назначил Виктора Васнецова.

Колокольный звон... Этот звук можно услышать в самых разных местах: и за стенами древнего монастыря, и высоко в горах при входе в буддийский храм, и на площади европейского города у здания ратуши. Даже в суете современного мегаполиса, наполненного грохотом машин и многоголосицей толпы, этот звук останавливает, словно приподнимает над шумом, над повседневностью.

Северная Шамбала, снежный человек, лохнесское чудовище... Всё это ищут и находят здесь. А недавно нашли следы древней цивилизации Гипербореи. По следам сенсации на Кольский полуостров отправилась экспедиция «Нового Акрополя».

...Много веков жили здесь лопари. Напали однажды на них шведы-разбойники и совсем было истребили их, но шаман-нойд с помощью духов сделал так, чтобы все разбойники потонули. А их начальник Куйва, который пытался спастись на озере Сейдъявр, окаменел и остался навсегда на скале. По его имени и называется теперь гора — Куйвчорр...

Любят москвичи рассказывать про свой город всякую небывальщину. Нет-нет, да и прочтешь в газете очередную версию происхождения Москвы или услышишь где-нибудь необыкновенное предание о событиях далекой старины. Маститые ученые-краеведы, уставшие от досужих сплетен, в сотый раз опровергают очередной московский миф, а он живет и только еще пышнее расцветает новыми подробностями, создавая то неуловимое, что называется духом города...

Людей всегда тянет в путешествия: узнать новые места, побродить по давно знакомым, но взглянуть по-новому, увидеть нечто такое, чего раньше не замечал. Но всё-таки дух путешествия зовёт в неизведанные дали.
Чтобы поближе познакомиться с Байкалом, люди идут в походы по его берегам. Или забираются в какое-нибудь место и там гуляют по окрестностям.
Первое моё серьёзное знакомство с Байкалом состоялось в пешем походе от Онгурён до мыса Покойники. Там мы перешли через перевал к верховьям Лены и сплавились по ней на деревянных плотах до деревни Бирюльки. Сам по себе поход был интересен трудностями, которые не только встретили на пути, но ещё и сами себе создали. Но это отдельная история.

Было у старика Байкала 333 сына. Но пуще всего любил он и берёг единственную дочь — красавицу Ангару. Любила Ангара богатыря Енисея. Далеко он был. Узнал старик, разгневался, заточил дочь в каменные темницы. И решил отдать замуж за другого богатыря - молодого Иркута. Но не люб он был Ангаре. И захотела она убежать. Узнал Байкал, пуще прежнего разгневался. Стал торопить Иркута. Уже близок был Иркут, близка была свадьба. Но стремилась Ангара к Енисею. И, однажды ночью, сломала она запоры каменные и устремилась навстречу к возлюбленному. Услыхал Байкал, рассвирепел. Оторвал в ярости от скалы огромный камень и бросил вслед дочери, чтобы остановить её. Упал камень перед Ангарой, но не испугалась она, обошла камень с двух сторон и устремилась дальше. Стал звать тогда Байкал Иркута на помощь. Тот услышал, потому что близко был. Повернул резко и бросился вслед за Ангарой, догнал почти, попытался схватить, но куда там. Велика сила любви. Увернулась Ангара и помчалась дальше, к Енисею. Слились они и ушли вместе дальше на север.