Есть такое понятие — человеческая натура. Природа, то есть. Ее еще характером называют, но мне кажется, что натура и характер — вещи разные.

Характер вырабатывается в процессе нашей жизни — после долгих «перекатываний» по порогам реки жизни он приобретает определенную форму, и с ним живем. Он может «испортиться» в результате внутренних и внешних невзгод. Его можно воспитывать, если захочется.

Другое дело натура. Это то, с чем приходим в этот мир. Это то, что мы есть. Это то, что никогда и ни при каких обстоятельствах не меняется. И даже если скрывается на время по разным причинам — все равно живет внутри и вылезает при первом удобном случае. Или при неудобном случае, но когда уже терпения нет держать самого себя внутри себя.

Когда проявляется твоя человеческая натура — нет ничего нарочитого, страха нет. На душе тогда очень легко от правды, которую собой представляешь, от того, что лицо без «маски» подставляешь свежему ветру жизни.

И людям становится легче тебя понять, и тебе в спокойствии души легче понять других людей.

Одно размышление после лекции о скандинавской мифологии. Есть в Старшей Эдде интересная часть под названием «Перебранка Локи» — Локи заявляется на пир богов-асов и начинает уличать их в самых разнообразных грехах. Достается всем: Одину, Тюру, Браги, их супругам, другим менее известным божествам:

Ты, Один, молчи!
Ты удачи в боях
не делил справедливо:
не воинам храбрым,
но трусам победу
нередко дарил ты...

Творческое начало заложено в нас с рождения. Детьми мы только и делаем, что творим. А потом внутренний ребенок засыпает в обнимку с творческим началом, уступая место всяческим серьезным делам.

Порой ребенок внутри нас дернет ножкой во сне, или творческое начало перевернется на другой бок. Тогда становится беспокойно, и приходят мысли «если бы», «когда-нибудь», «а может быть»... Вот тут и нужно не тормозить и их всех будить!

Исследователи говорят, что единственный адекватный образ жизни человека в нашем постоянно меняющемся мире — творческий. Это когда внутреннему ребенку не спится. Это когда ты не шарахаешься от нового и неизведанного, а принимаешь его, живешь им, творишь его сам. Это когда ты из всего, что под рукой, можешь создать все необходимое и даже больше, из каждого дня сделать целую жизнь.
Это когда тебе не лень, потому что не до лени.

Человек с творческим подходом к жизни постоянно творит и самого себя. На Востоке говорят, что человек, который строит, творит самого себя, неподвластен даже предсказаниям гороскопа. Он, благодаря своей творческой воле, становится сотрудником своей судьбы.

Легенды говорят, что иногда в мире людей бывает порядок. Это время называют Золотым веком. Гармония, справедливость и согласие с Природой правят миром. Жаль, что так не может продолжаться вечно.

Порядок должен быть живым. Творческим. Когда он перестает быть таковым и становится мертвой буквой закона, кто-нибудь обязательно начнет беспорядок. Потому что жизнь требует движения.

Но если люди слишком увлекаются беспорядком и делают его образом жизни — в дело вступает Природа. Она доводит беспорядок до полного хаоса, разрушая все окончательно.

И потом людям с нуля нужно строить новый порядок. В согласии с Природой.

4 апреля день рождения великого Андрея Тарковского. Как и многие не понимала его фильмы и даже не пыталась, честно говоря. Но однажды, когда прочла его «Мартиролог» осознала, насколько масштабна личность. Каждый его фильм, подобно хорошей книге стоит смотреть и пересматривать вновь и вновь, открывая шаг за шагом, медленно и не спешно.

«Поэтому я хочу, чтобы мой новый фильм равнялся жизненному поступку, судился по законам нравственной подлинности человеческой судьбы. Я хочу, чтобы фильм был для меня не способом заработать деньги, но реализацией души. Создать на экране иллюзию жизни, не оплаченную собственной кровью и потом, означает гальванизировать труп. Каждое мгновенье, запечатлеваемое для экрана, должно оплачиваться той же энергией, что и соответствующий этому мгновению жизненный поступок.

А сейчас, так называемый «творческий процесс» в кинематографе носит характер какого-то странного, сомнительного в нравственном отношении времяпрепровождения. Не знаю, конечно, что у меня получится, — речь идет не о результате, а о моем намерении, стремлении подчинить свою жизнь задаче подлинной и возвышенной».

Недавно услышал: а до юмора ли сейчас? И задумался, а правда, может быть, так и есть, не до юмора. Может быть и правда, мы люди Зимы, и она лежит на нас тяжкой печатью. И никак не начинающаяся весна — просто отражение этого нашего внутреннего состояния. Все тяжело, все печально, все надолго…

Однако в работе, посвященной природе комического замечательный Владимир Пропп пишет о Деметре, которая из-за похищения своей дочери Аидом, отказалась давать жизнь Земле. Жизнь вернулась, только когда Деметра рассмеялась шутке служанки — единственному, что на нее подействовало.

Исследователи пишут также о ритуальном весеннем смехе, который призван был разбудить природу, освободить ее ото сна, сбросить зимнюю тяжесть с души человека, вернуть нам легкость и силу.

Закончу словами Николая Васильевича Гоголя: «...смех значительней и глубже, чем думают, — не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей; — но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека, — излетает из нее потому, что на дне ее заключен вечно-бьющий родник его... Нет, несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел.»

Есть у нас на Балтике удивительное место — Куршская коса. Это узкая полоска суши, с одной стороны море, с другой — залив.

Залив, где нет больших глубин — место довольно спокойное. В нем много пресноводной рыбы, люди добывают ее и едят. А море, где почти всегда дует ветер, и волны бывают опасны, манит своей глубиной и простором.

Они находятся по разные стороны Косы. Или ты на берегу залива, или на берегу моря.

Но есть на Косе Большая дюна. Если подняться на ее вершину, откроется взгляду весь горизонт целиком: и море, и залив. И соединит их небесный ветер.

Я подумала, что наша жизнь очень похожа на Куршскую косу. С одной стороны — повседневные заботы и дела, с другой — стремление души к неведомым глубинам. Нам кажется, что невозможно соединить их, и живем либо с одной, либо с другой стороны. Но есть один секрет: у нас тоже есть Большая дюна. Это такое состояние наших мыслей и чувств, когда можно увидеть сразу две стороны нашей «косы», весь горизонт целиком. Нужно только подняться «повыше». Подниматься трудно. Но оно того стоит!

Сажусь в такси около шести утра. За рулем парень по имени Кылычбек. Русские слова даются ему с большим трудом.

По радио звучит лагерный шансон. Предлагаю ехать в тишине. Водитель отвечает, что ему самому надоело, что включает погромче, чтобы не уснуть. А еще, чтобы не спать, он наглотался адреналина, отчего у него болит желудок.

Я представил себя на месте этого усталого парня. Колесит в чужом, незнакомом, холодном городе по ночным улицам, названий которых ему и не выговорить. Должно быть не уютно и одиноко.

Не отчаивайся, Кылычбек! Я с тобой! Прорвемся!

В мире есть люди, которых называют «белыми воронами». Живется им трудновато. Я это знаю, потому что с детства сама такая.

Мне было одиноко, и в броуновском движении повседневной жизни я надеялась встретить похожих на меня. Тех, кому читать и учиться новому нравится больше, чем развлекаться. Тех, кто больше любит приключения и преодоление трудностей, чем беззаботную жизнь. Тех, кто чувствует и знает, что все вокруг живое — даже камни. Тех, кто ищет в каждом человеке самое лучшее и, несмотря ни на что, продолжает верить в людей.

Мне очень повезло. Я встретила их, и теперь мы вместе. Но я часто думаю о тех, кто еще не нашелся. Им, наверное, живется трудновато и бывает одиноко...

Услышьте меня! Я здесь. Я продолжаю искать вас.

Мне с детства снятся удивительные сны. Города, в которых слились воедино образы всех прекрасных зданий на Земле. Люди, которых я никогда наяву не видела и не знала. Явления, которые в дневном нашем мире просто физически невозможны. Мои сны бывают прекрасными и страшными, там я бываю великим героем и невозможным трусом... 

Куда мы попадаем, когда спим? Что видим мы во сне? О чем говорят наши сны? 

Есть несколько теорий, простых и сложных. А я, как в детстве, верю в то, что есть особенный, невидимый днем мир, в котором живет наша душа. Ночью он становится реальным, все дневные заботы засыпают вместе с телом, и ничто не мешает. 

В это мире мы можем ясно увидеть, кто мы на самом деле. Все, что мы любим и все, чего мы сторонимся, там обретает образ и характер. И жизнь «там» не менее реальна, чем «здесь». Порой даже удается жить ее осознанно и поступать по своей воле, превращаясь, например, из труса в героя. Там для этого требуются те же усилия, что и здесь. 
Но особенно во сне я люблю летать :)