Некоторые люди до смерти боятся пауков. Говорят, неспроста. Но это отдельная, очень загадочная история-легенда. Я отношусь к числу этих людей. С самого глубокого детства. Разве эти прекрасные животные не ужасны?

Сейчас два таких замечательных зверя живут у нас на балконе. Один маленький, а другой уже два с половиной сантиметра. Я наблюдала за ним с самого его детства. Красавец! Крестовый. По-прежнему ужасно их боюсь. Поэтому предоставила им место для жилья так близко.

Пошла поливать цветы. Большой паук, увидев меня, бросился бежать. Быстро-быстро, по своей паутине вверх, затаился на ящике. И, по-моему, дрожал от страха. Вот так мы боимся друг друга.

Мы часто боимся вещей с виду страшных. Боимся всю жизнь. Но стоит к ним подойти поближе — и мы увидим, что они тоже нас боятся. И вблизи не так страшны.

Мой папа всегда советовал мне идти навстречу тому, чего очень боишься. Идти быстро, не раздумывая. Папины уроки не прошли даром. Я шла в темноту, на высоту, в воду. Привыкала побеждать свой страх. Теперь боюсь только пауков :) Думаю, и это пройдет.

Этот пост хочу посвятить друзьям. Так много важного, а так редко получается говорить об этом. То нет времени, то слов не хватает...

Спасибо за всё несказанное и невыраженное, но то, что всегда между слов, между дел, между строк. Спасибо за дружбу! И... пусть сегодня будет говорить Экзюпери :)

...Друг мой, мне так нужна твоя дружба. Мне, как глоток воды, необходим товарищ, который, поднимаясь над спорами, рожденными рассудком, уважает во мне паломника, идущего к этому огню. Мне так нужно хоть изредка заранее вкусить обетованного тепла, немного подняться над собой и отдохнуть на высотах, где мы непременно встретимся.

У каждого человека (кроме тех, кому сильно не повезло) есть дом. Место, где он живет. В доме этом — вещи необходимые, красивые, новые или старые. И своя неповторимая атмосфера, которую человек создает сам.

Бывает, приходят гости, и человек принимает гостей. Это большое искусство — принять гостей, но не меньшее искусство — быть гостем в доме другого человека. Быть бережным. Не нарушить неловкими и беззаботными движениями своими этот маленький мир, не отнестись пренебрежительно к живущим в доме вещам. Не быть «слоном в посудной лавке» и не махать своим уставом в этом «монастыре». Не критиковать царящий порой в доме «творческий беспорядок». И принести нужный подарок, который найдет свое место в этом доме.

У каждого человека есть внутри «дом» — его душа, с уголками простыми или украшенными, с вещами памятными или недавно приобретенными. Человек может пригласить к себе в гости. Тогда открываются укромные уголки и показываются дорогие или важные вещи. Бывает, они выглядят просто и неприглядно, живут в «творческом беспорядке», но они дороги человеку. Огромное искусство — быть гостем в таком доме. Не отнестись пренебрежительно. Уважать то, что важно человеку, не нарушить порядок вещей. И не лезть со своими «подарками», которые нам кажутся очень полезными, а человеку сейчас совсем не нужны.

Иначе человек больше не пригласит нас. И не станет доверять другим. Дверь его дома будет закрыта. Даже если ему нужна помощь, никто не сможет ему помочь, потому что не сможет войти.

Это очень большое искусство — посещать дома. Одно из тех искусств, которым хочу я научиться в своей жизни.

Продолжаем исследование древней мифологии, и я снова поражаюсь таинственной силе того, что мы называем словом. Прошли тысячи лет, давно исчезли (и уже множество раз, наверное, родились и умерли) те, кто эти слова произносил, кто создавал древнюю культуру с ее знаками и символами. А мы и сейчас можем увидеть и почувствовать в них жизнь, и для меня это часть реальности, часть моей личной истории. Не буду дальше рассуждать, приведу прекрасный перевод древнеегипетского текста, которому уже четыре тысячи лет. Называется он «Прославление писцов» (перевод Анны Ахматовой).

Дом-который-меня-приручил тихонько ждал. Он всегда ждет людей. Здравствуй. Мы виделись бы с тобой чаще, но до тебя сто пятьдесят километров пути.

Тишина необыкновенная. Мыши и горностаи отправились на охоту. Ласточки вырастили птенцов и покинули гнезда. Только рой диких (теперь, пожалуй, уже домашних) пчел гудит, копошась у своего дома — трещины в стене. Дом теперь полон меда. И лягушек, неизвестно как попадающих в комнаты. Они скачут как безумные, трудно поймать. Вот еще одна, худая и бледная. Поймана с трудом и водворена в среду обитания.

Темнеет. Какое молчание... Несмотря на гудение пчел, стрекотание сверчков, клепетание аистов, шелест листьев... Глухой мягкий стук. Упало яблоко с дерева. Вот еще одно, еще. «Смотри, как август падает с яблонь»... А ведь еще не жатва, еще не сентябрь...

Сегодня я увидела естественную доброту... Я ехала в метро, обычное дело. Рядом со мной сидела женщина с девочкой лет 11-ти. Девочка играла каким-то специальным пластилином в шарике-упаковке. Симпатичная, немного уставшая женщина напротив вдруг подошла спросить, где они купили эту игрушку. Потому что её дочка хочет такой пластилин, она никак не найдёт. Я не слышала объяснений, но когда женщина села на место, девочка, что-то зашептала маме, а потом подошла к незнакомке и подарила свою игрушку. Так просто. Будто весь вагон осветился.

Я ещё долго улыбалась. «Все люди добрые? Все, Игемон...»

Среди многочисленных праздников, придуманных людьми, есть особенно трогательные и радостные. 30 июля мир празднует Международный День Дружбы. Люди любят всему давать определения. Чтобы лучше понимать умом. Вот современное определение дружбы: «Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека». Все понятно. Знай себе дружи. Но настоящая дружба во все времена была на вес золота. Потому что найти настоящего друга нелегко, а самому быть кому-то настоящим другом еще труднее. Чем мудрее и опытнее человек, тем больше он ценит настоящих друзей и тем большую способность стать самому хорошим другом кому-то он обретает.

Зерно, прежде чем стать колосом, должно «проклюнуться» и вырастить стебель. Порой это очень трудно: бедная почва, заморозки, засуха...
Графит, чтобы стать алмазом, претерпевает адское давление, жуткие температуры, и путь очень, очень долгий.
Звезда, чтобы стать Солнцем, должна умереть. Взорваться, образовав огромное облако звездной пыли. Из этого облака потом сформируются планеты — спутники, дети, ученики.
Мастер, создавая свое творение, способное жить века и тысячелетия, «умирает» и рождается вновь из своего «пепла». Он отдает сотворенному им шедевру часть себя.
Человеку, чтобы стать Человеком, нужно пройти трудный, иногда даже тяжелый путь. «Проклюнуться», терпеть засухи и наводнения жизни, источать облако «звездной пыли» — следы, видимые другим, служащие для них примером жизни, отдавать часть себя чему-то очень важному. И путь бывает очень, очень долгим.

Однажды мудрый Сенека сказал: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра».

Очень часто сейчас пользуются этой фразой и много смыслов и значений вкладывают в нее люди.

Я нашла в ней свой смысл. Для меня эта Гавань — то, чего я хочу достичь — это тот человек, которым я хочу стать. Порой вопреки голосу своего ума и советам других людей. Эта внутренняя Гавань кажется наилучшей для моего корабля.

И я заметила: когда ошибаюсь, «ветер» глупых и мелких препятствий и проблем стабильно дует навстречу мне, вытягивая силы в борьбе с ними. А когда беру верное направление — только держу сильный парус и доверяю волнам.

Сообразно сущности каждого бывает его вера, Бхарата,
Человек образуется верой, он таков, какова его вера.
(Бхагавадгита. Глава 17. Перевод Смирнова Б.Л.)

Конечно, толковать Гиту — дело крайне трудное, тем более что в первой строчке сущность человека определяет веру, а во второй — наоборот. Возможно, этим автор хотел подчеркнуть их взаимную зависимость и взаимное влияние, и, мне кажется, даже тождественность. Интересно, для Гиты важнее не объект веры, а природа самой веры, которая отождествляется с сущностью самого человека. Объект веры, если так можно выразиться — прямое следствие моей природы, притяжение подобного к подобному. И вера — своего рода «резонанс» между мной и тем, во что я верю; и возникает он в силу сходства или даже единства природы.