Есть такая шутка про три стадии взросления мужчины. Первая: он верит в Деда Мороза. Вторая: он не верит в Деда Мороза. Третья: он сам Дед Мороз. Так вот, это не просто шутка, эти три стадии имеют достаточно глубокий смысл, связанный с развитием нашего мышления.
Стадия 1. Верим в Деда Мороза
Воспитатели и психологи знают, насколько важны для детей сказки. Они развивают образное мышление, они расширяют кругозор, они помогают социализироваться. Но, самое главное, они содержат в себе идеальные модели существования, основные жизненные ценности. Мир сказок — это своего рода детская мифология, дающая ребенку основные ориентиры его будущей внутренней жизни.
Разумеется, мифология существовала не только для детей. До VI в. до н.э., до начала развития философии и логического мышления, мышление людей было преимущественно мифологическим. Сегодня нам это очень сложно представить, но люди того времени жили в мире, которым реально (для них) управляли боги. Мифологические герои были такой же реальностью и служили идеалами, образцами для подражания. Великий Александр Македонский, например, стремился во всем походить на мифологического Ахилла.
Странно? Для нас — да. Этот мир отличался от нашего. Он был идеально, мудро, справедливо устроен, но... человек его не мог изменить. Этот мир был сотворен богами, вмешаться в их работу нельзя было и помыслить. Мифологическое мышление того времени чем-то напоминало искреннюю, абсолютную, чистую и поэтому слегка наивную веру ребенка в новогоднее чудо, фей, Деда Мороза и т. д.
Но все вырастают.
Стадия 2. Не верим в Деда Мороза
Рано или поздно каждый ребенок узнает, что Дедом Морозом был папа или кто-то еще из взрослых. Сказка разрушается. Вместе с ней рушится целый мир: мир детских грез и фантазий, мир чудес и сверхъестественного. Приближается взрослая жизнь со своими двумя основными характеристиками: ответственностью и сомнениями.
Сказки уже нет, теперь за все ты отвечаешь сам. От тебя зависит, успеешь ли ты вовремя, хорошо ли подготовишься, сможешь ли заработать на жизнь и в этой самой жизни реализоваться. Теперь она принадлежит тебе и полностью зависит от тебя. Разве ты не об этом мечтал?
Но вместе со сказкой разрушается и вера в ценности. Родители, оказывается, не всегда говорили правду. Значит, я тоже могу лгать. В мире, оказывается, не везде правят добро и справедливость. Значит, и мне не всегда нужно следовать законам. Право самостоятельно строить свою судьбу неизбежно приводит к сомнениям: идеальных ориентиров из детства уже нет, собственные убеждения еще не появились.
Но они крайне нужны! Где же их взять?
Стадия 3. Чудо своими руками
Если удается не остановиться и преодолеть вторую стадию, если удается избежать апатии и разочарования (что часто бывает), то уже взрослый человек начинает искать прочную опору, фундамент для собственных жизненных ориентиров.
Находя надежные, на личном опыте проверенные жизненные ценности, он с удивлением обнаруживает, что они не являются его собственными и не являются новыми. Наоборот, он словно заново открывает в этом мире любовь, добро, справедливость, долг, честь, сострадание, потребность в смысле и многое другое, о чем он уже когда-то слышал.
Когда?
В детстве, в сказках. В мифах о богах и героях. Те самые идеальные модели, в которые он сначала безоговорочно верил, а потом подверг сомнению и отверг, неожиданно вновь пришли в его жизнь.
Но теперь он уже по-другому верит в них. Теперь это уже не наивная вера ребенка, а твердые убеждения взрослого. И теперь он уже не только верит, но и творит: он строит новую реальность, опираясь на эти самые убеждения. И это не совсем обычная реальность, потому что строится она на основании веры в главное, в вечное, в святое.
Так встречаются мифологическое и логическое мышление в одном человеке, чтобы больше уже не разлучаться. Так взрослый человек осознанно становится Дедом Морозом для других, создавая реальность, которая для кого-то покажется прекрасным чудом.
(на правах рождественской сказки и без претензий на научность)