Скажите, пожалуйста, может ли работа над собой стать игрой? Тому, кто считает себя серьезным человеком, этот вопрос может показаться странным… И тем не менее мне хочется поговорить сегодня о том, как игра может стать шагом к формированию лучшего в себе. Сразу спешу сказать, что это не панацея, а всего лишь один из способов.
Однажды, готовясь к практикуму «Дневник как способ самопознания», я узнала о том, что у Бенджамина Франклина был очень интересный подход к воспитанию самого себя. Он выбрал 13 добродетелей и поставил перед собой цель достичь совершенства в них. Мы можем взять за основу его опыт и развить его.
(О выборе достоинств и работе с ними мы с вами уже говорили в предыдущем номере журнала).
Понимая, что работа с достоинствами — дело не пяти минут и даже не месяца, предлагаю вам философский тренажер.
Нарисуйте от руки или на компьютере табличку, в ее крайнем левом столбике напишите достоинства, над которыми хотите поработать, а в верхней строчке проставьте дни месяца. В клетках таблички каждый день будут появляться крестики или нолики.
Не забудьте уточнить, что именно вы хотите от себя, что хотите прослеживать каждый день. Ведь если вы, например, выберете достоинство «Умение любить» или «Быть самим собой», то у вас вряд ли получится оценивать себя ежедневно — подобные умения приобретаются очень медленно и постепенно: «Нет, вчера, в понедельник, я еще не умел любить и не был самим собой, а вот сегодня, во вторник, я приобрел это умение и смело могу поставить крестик». — увы, так не получится.
Поэтому Франклин ввел еще одну, очень важную, на мой взгляд, графу: «Наставление». А я бы назвала ее так: «Как я хотел бы, чтобы это достоинство проявлялось в моей жизни» или проще — «Проявления».
Например, достоинство «Быть самим собой» можно уточнить заданием на каждый день: «Прежде чем принять решение, согласиться, отказаться, высказать свое мнение, задуматься на 1-2 минуты — а действительно ли я так думаю (так хочу), почему, на какие ценности я опираюсь». В этом случае вам будет легче отслеживать, удалось ли в течение дня следовать этому правилу.
Пусть в вашей табличке будет одна, две или максимум три строки. Опыт показывает, что человеку трудно удерживать во внимании больше трех моментов.
Когда таблица создана, а на это может уйти много времени, начинается игра.
Игровая задача: каждый день обязательно заполнять таблицу, ставя крестик, если получилось выполнить задуманное, и нолик — если не удалось. Здесь важно постоянство. И не смущайтесь, если в начале в таблице будут одни нолики: то, что они там появились, — уже маленькая победа. Абсолютный проигрыш — это когда таблица не составлена или остается пустой. Отталкиваясь от собственного многолетнего опыта, могу сказать, что даже если в вашей табличке будут стоять одни нолики, вы сможете увидеть «масштаб бедствия» или реальную ситуацию с проявлением того или иного достоинства в вашей жизни и привыкнете обращать на это внимание. Можно сказать, что это шаг number one.
Несколько простых напоминаний для этого и следующего периода работы над собой: радуйтесь маленьким победам, не переживайте излишне, если не получается, начинайте сначала столько раз, сколько потребуется.
Когда первый шаг сделан и вы уже постоянно заполняете свою чудо-табличку, наступает время шага number two, а именно — крестиков-ноликов.
Представьте себе персонажа, желательно смешного, который и будет играть с вами, — это образ того, кто мешает вам проявлять лучшее, что в вас есть. (У меня в разное время это были Плюшкин, Мама дяди Федора и капитан, запершийся в подводной лодке, из советского фильма «Мэри Поппинс».) Здесь вам понадобится воображение. Получилось? Тогда можно начинать игру.
В чем заключается сама игра? Все просто: если вы заработали пять крестиков подряд (пять дней подряд в вашей табличке стоят крестики) — вы победили своего «Плюшкина». Если пять ноликов — то верх одержал он. Если это так, не расстраивайтесь и не опускайте руки, подмигните ему и берите реванш в следующем раунде — на следующей неделе, в следующем месяце и т. д.
Победа в игре засчитывается тогда, когда… Когда вам становится жаль своего «Плюшкина», поскольку он уже давно не выигрывал ни одного раунда. Да, иногда был близок к победе, но вы смогли поднажать.
И не думайте, что подобная игра — это что-то детское и не заслуживающее внимания. Как сказал однажды на занятии мой учитель, «вся наша жизнь — игра, и она не под силу серьезным занудам». Играйте, друзья, и выигрывайте в самом прекрасном сражении — сражении за себя лучшего.