Танец исправляет природные недостатки тела и дурные привычки; он придает человеку вид непринужденности и грации, вносящей столько приятности во всякий поступок... Он делает человека более ловким на службе королю, как на поле битвы, так и в его развлечениях.
Etablissement de L’Academie royale de danse
Странная смесь грации и силы,
легкости и величия,
чувственности и благородства —
все то, что и составляет
несравненное очарование
стиля Людовика XV.
П. Масон
Барокко — эпоха, в которую танцу отводилось очень важное место в жизни и культуре, как, может быть, никогда более. Во Франции король и королева, весь двор и те, кто стремился двору подражать, непременно учились танцам. Плавные, отработанные жесты, которым обучал танцевальный мастер, постепенно становились естественными. Так понемногу складывалась утонченная манера в обращении, которой славился французский двор в XVII веке.
В это время рождается новый идеал человека. Человека-галанта, являющегося образцом культурности и учтивости. Галант хорошо образован, обладает тонким умом и обаятельными манерами.
В эпоху барокко появляются танцы величественные и изысканные, изящные и грациозные. Ведущее место в их перечне занимает менуэт.
Менуэт — танец в умеренном темпе и трехдольном размере. Название его происходит от французского menu (pas menu — «шажок», «маленький шаг») или от amener — названия старофранцузского танца, разновидности бранля. Менуэт был основным придворным танцем с середины XVII по середину XVIII века.
Родиной менуэта считают Бретань. Возникнув как народный танец, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытом этой местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что способствовало его превращению в образец французского придворного балета.
Ж.-Б. Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. При этом правителе менуэт становится любимым танцем королевского двора. Преобразуясь согласно дворцовым нормам, он становится величественным и торжественным. Характерные черты менуэта — церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Танец имел черты диалога. Движения кавалера были галантно-почтительными и выражали преклонение перед дамой.
Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно и красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играло движение со шляпой. Ее следовало элегантно снимать во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной руке, то в другой и непринужденно надевать. Руки танцующих, легкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта.
Исполнители танца располагались строго по рангам. В первой паре шли король с королевой, после них дофин с одной из знатных дам и т. д. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало больше. Танцоры двигались по определенной схеме, придерживаясь композиционного рисунка. Схемы были самыми разнообразными: в виде буквы S, буквы Z, восьмерки, двойки.
Медленный менуэт в XVIII веке сменился скорым. Если раньше главным было исполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого менуэта свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных балетных движений. Руки, которые прежде не поднимались выше плеча, получили большую свободу. Менуэт приобрел игривость и кокетливость.
Идеалом становится изящество силуэта, хрупкость и утонченность. Походку, движения вырабатывали с учителем хороших манер и, даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». Придворные балы в XVIII веке отличались изысканностью и роскошью. Король устраивал празднества то в Париже, то в загородных дворцах, в парках и садах. Причудливое искусство рококо оказывало влияние на убранство балов, наряды дам, манеру поведения, стиль бальной хореографии.
...Плавно покачиваются пышные юбки, взлетает и опадает пена кружев на манжетах. Фигуры на мгновение замирают в изысканных позах и вновь приходят в движение. Недаром XVIII век был назван галантным веком, веком пудры, кружев и менуэта.