Какую мелодию вы сейчас про себя напеваете? Может быть, сонату Баха или «Музыкальный момент» Шуберта? Хотя, скорее, незамысловатую песенку про шоколадного зайца, которую крутили около метро.
Скажите, вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Или реагируете только на крайности — очень громкие звуки или мертвую тишину? Ведь, как правило, люди, живущие в больших городах, постоянный звуковой фон воспринимают совершенно естественно, а вот его отсутствие вызывает дискомфорт.
Но обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, хотим мы того или не хотим, звуки воздействуют на нас — на наше настроение, наше состояние. Музыка может вознести до небес, наполнить жизнью, а может ввергнуть в глубокую депрессию и даже довести до самоубийства.
Получается, человек всего лишь пассивный «потребитель звуков»? Или он в состоянии определить, какие из них полезны, а какие нет? Можно ли однозначно разделить музыку на плохую и хорошую и определить силу ее воздействия на нас?
Музыкотерапии не существует
Провокационный подзаголовок позаимствован мной из книги Ганса-Гельмута Декер-Фойгта «Введение в музыкотерапию». Основа музыкотерапии — воздействие музыки на человека и на межличностное общение. Почему же ее не существует? Дело в том, что об этой области психотерапии можно говорить только во множественном числе: «на свете есть почти столько же музыкальных терапий, сколько музыкальных терапевтов». Перефразируя автора книги, можно сказать, что существует столько же музыкотерапий, сколько и слушателей музыки, ведь речь идет о попытке объяснить необъяснимое, субъективное и не поддающееся логике.
«Моцарт. Принимать по два часа в день»
Этот рецепт известный парижский врач Альфред Томатис выписал Жерару Депардье: в середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, — вспоминает Депардье, — я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Что ж, результат лечения мы, к своему удовольствию, можем наблюдать по сей день.
Ученые США и Болгарии независимо друг от друга выяснили, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень. Появился даже термин «эффект Моцарта», а компакт-диски с его произведениями сразу же стали лидерами продаж.
Сейчас музыку (и не только Моцарта) довольно широко и успешно используют в медицине (по крайней мере, в западных странах), например, для реабилитации тяжелобольных или людей, утративших чувствительность к внешним раздражителям; существует музыка для отдыха, музыка для активного труда и т. д. Это так называемая функциональная музыка, или, по определению Декер-Фойгта, «музыка в медицине», которая напрямую оказывает влияние на наш организм.
Но если одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли воздействие такой «неуловимой» субстанции, как музыка, быть одинаковым? Опыты в этой области продолжаются с переменным успехом: всегда есть люди, которым музыка действительно помогает, но много и таких, кто «не поддается» божественным звукам. Так где же истина?
Сначала о музыке...
Чем же музыка воздействует на нас? Ее основа, или средства музыкальной выразительности, для любого времени и стиля одинакова: метроритм и темп, мелодия и гармония (лад), форма, динамика (громкость звучания).
Ритм — основа, «канва» музыки, о нем скажем чуть позже.
Мелодия, как написано в музыкальном словаре, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «Найти свою мелодию, свою ноту»...
Гармония — «созвучие», «соразмерность», в музыке это сочетание звуков (консонансы и диссонансы). В нашей душе гармония зависит от множества составляющих, и, наверное, к ней осознанно или нет стремится каждый.
...а теперь о нас
Скажите, какую музыку лучше слушать утром? Готова поспорить, что если после пробуждения вы услышите мелодию па-де-де из первого действия «Лебединого озера» (помните, красивейшая тема скрипки), то ваша фирма вряд ли дождется ценного сотрудника вовремя, а вот быстрые ритмичные части «Бранденбургских концертов» Баха скорее пробудят вас к жизни.
А теперь скажите, что вам хочется поставить вечером, после суетного дня, чтобы успокоиться, поразмышлять, помечтать? Логика подсказывает: это должна быть спокойная музыка с приятной мелодией. Однако не торопитесь с ответом...
О влиянии музыки на наше самочувствие написано много, стоит только зайти в Интернет, и вам сразу предложат много готовых рецептов. Композиторы делятся на «полезных» для здоровья и не очень. Чаще всего «прописывают» Моцарта, Баха и Генделя — у них самая оптимистическая и гармоничная музыка, Шопену повезло меньше всех: уж больно он «упаднический» — слишком много минора и ностальгии в его прелюдиях и вальсах, вредно это для современного успешного человека. Большую часть рок- и поп-музыки в медицине не используют — от нее даже удои у коров падают.
Кажется, все просто? Но не будем упускать еще один важный фактор — нас самих.
Какое ваше любимое музыкальное произведение? А почему оно так трогает вас? Очень часто мы не можем это толком объяснить, но, если попробуем, возможно, начнем лучше понимать самих себя.
Ритм — основа всего
День — ночь, свет — тьма, жизнь — смерть, биение нашего сердца... Природу не назовешь хаотичной, в ней все подчинено порядку, основа которого — ритм.
Аналог природных ритмов в музыке — метр (равномерное чередование сильных и слабых долей), ритм же у каждой мелодии свой, неповторимый, он вплетается в метрический размер, как узор вышивки вплетается в канву.
В психологии этому узору дали красивое название темпомир личности. Его вырабатывает сам человек под влиянием внутренних ритмов (биоритмов) и внешних ритмов, задаваемых обществом.
Да простят меня любители поп-культуры, но научные факты — упрямая вещь. «Клиповая эстетика», клубная «дэнс-культура», которую сегодня нам навязывают, основана на музыкальных ритмах, «демобилизующих мыслительную активность, разрушающих способность человека к личностному общению». Возникает эффект толпы, в которой «отдельный человек легко теряет свой культурный облик, формируется зависимый тип личности» (Г.-Г. Декер-Фойгт). Знаете лучший способ, как не поддаться этой толпе? Не попадать в нее. А уж если попали — стараться не потерять себя, найти свой ритм, обрести свой темпомир.
И еще один важный момент: нам надо научиться «гармонизировать свой индивидуальный ритм» с ритмами других людей, не подавляя их и не впадая в зависимость от них. Группа людей — даже небольшая, — достигших творческого резонанса, способна сворачивать горы и совершать невозможное, потому что их общность основана на взаимном дополнении, уважении и поддержке друг друга, на настоящем творческом общении, а не на подавлении, как в случае толпы.
Как же обрести свой темпомир? Сделать это поможет музыка.
Музыкотерапия — одна из областей психологии, и без некоторых ее теоретических основ нам не обойтись. Но это тот случай, когда теория тесно связана с жизнью, потому что речь пойдет...
...О силах, которые есть в каждом из нас
Немецкий психолог Фриц Риман провел интересную аналогию: внутренние силы человека он сравнил с силовыми полями Земли.
Земля вращается вокруг Солнца, центра нашей системы; Земля вращается вокруг своей оси — это собственное движение планеты; также существуют сила тяжести, которая направлена к центру Земли и удерживает мир от распада, и центробежная сила, направленная вовне, «на отделение», и обеспечивающая непрерывное движение. Взаимодействуя гармонично, эти силы создают «закономерный и подвижный порядок жизни», то есть космос. Любое изменение в расстановке сил нарушает порядок: представьте, например, что Земля перестала вращаться вокруг Солнца и крутится только вокруг своей оси... Так и наш внутренний мир: стоит какой-то силе увеличиться — и внутренняя гармония нарушается.
Наверное, каждый из нас чувствует в себе эти силы. Хорошо бы теперь оценить себя, если возможно, объективно. Это всегда полезно.
Вполне естественно, что и в музыке работают те же принципы, она тесно связана с нашим внутренним миром. Например, силе устойчивости и порядка соответствуют музыкальные произведения с выраженным метром и простым ритмом (марши, многие произведения барокко и рококо, современная ритмичная музыка). А центростремительной силе — музыка романтиков и импрессионистов (например, Дебюсси), а может, кто-то вспомнил авангард, разбивающий в пух и прах все устоявшиеся представления о ритме и тональности. Две другие силы больше связаны с глубинными переживаниями: силе индивидуальности соответствует музыка, помогающая заглянуть в себя, бередящая душу, а музыка противоположной силы напомнит о других, о том, ради чего стоит отказаться от собственных интересов. Это может быть, например, духовная музыка (Бах, григорианские хоралы).
Но готовых рецептов и однозначных оценок все-таки нет. Например, великие композиторы, такие как Бах, Вивальди, Моцарт, Бетховен, Вагнер, выразили с помощью музыки множество самых разных состояний, создали множество самых разных образов. Каждый раз в их произведениях можно услышать что-то новое, может быть только сейчас ставшее актуальным. Вопрос не в самой музыке, но в том, что/ мы можем услышать и понять в ней, а что/ пройдет мимо нас.
Мир музыки поистине безграничен, однако попробуйте понять, какая музыка близка сейчас вам. Может быть, это поможет обрести гармонию внутри себя.
Кто-то в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами, и не только с течением времени, но и на протяжении одного дня, иногда — одной секунды, которая оставила след в душе. Хотя бывает, что человек привязывается к одному стилю, одному ритму и сходу отвергает все другое. Но это уже тревожный симптом.
Так же как в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы мы забыли их, есть мелодии, которые мы любим всю жизнь. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите — и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка может вывести из самой глубокой депрессии и дать новые силы.
Может, наступило время пересмотреть свою музыкальную коллекцию?
Кстати, прежде чем включить свой любимый диск, обратите внимание на тех, кто сейчас рядом с вами: будет ли ваша музыка приятна им? Не стоит навязывать свое и отвергать чужое: уважать человека — значит уважать и его музыку, ведь она — отражение его самого. Быть может, вместо бойкой, ритмичной музыки, которая поднимает настроение вам, ему нужен столь нелюбимый медициной Шопен, чья музыка помогает уйти от суеты, остановиться и вспомнить, что в мире есть красота, доброта, искренность...
Долой стереотипы!
Стереотипы почти так же упрямы, как научные факты. Привычные представления о себе и об окружающих помогает преодолеть активная музыкотерапия. Человек может не только слушать музыку, созданную другими, но и исполнять музыку своей души. Вспомните, как вы в детстве садились за фортепиано или брали в руки любой другой инструмент, еще не зная музыкальной грамоты, и импровизировали, не боясь, что что-то не получится.
Самый доступный музыкальный инструмент — человеческий голос. Кстати, профессия певцов — это профессия долгожителей, но вокалотерапия, или лечение пением, — тема для отдельного разговора.
А играя в импровизированном оркестре, можно прожить все этапы межличностного общения: вначале — полнейший хаос и разноголосица, но со временем участники начинают все больше прислушиваться друг к другу, и рождается гармония и в музыке, и в отношениях.
Слушайте сами — решайте сами
Конечно, в одной статье не расскажешь подробно обо всех гранях и возможностях взаимодействия музыки и человека. Бесспорно одно: музыка и психология могут подвести человека к решению познавать себя и попытаться понять других. Так что — слушать и решать нам самим!
Дополнительно:
Конечно, есть люди, которые больше любят тишину, но абсолютная тишина для человека губительна: в «звуковом вакууме» он выдержит не больше 40 часов. Нейрофизиологи в один голос с музыкантами утверждают: уши — это ворота мира. Возбуждение, на которое реагируют клетки мозга, отвечающие за слух, в 10 млн раз слабее, чем возбуждение, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. На наше эмоциональное состояние гораздо сильнее влияет то, что мы слышим, чем то, что видим.
Музыка, которая стимулирует, активизирует
Средства музыкальной выразительности: пунктирный ритм, мажорный лад, диссонансы, подчеркнутая ударная пульсация, резкие взлеты и падения мелодии, штрих стаккато, активность, острые ладовые тяготения.
Реакции: повышение сердечно-сосудистого давления; учащение дыхания и пульса; спазмы мускулатуры; раздражение кожи; возбуждение, сходное с состоянием опьянения, порой опасное для здоровья и даже жизни; повышенная возбудимость симпатической нервной системы.
Музыка, которая успокаивает, расслабляет
Средства музыкальной выразительности: отсутствие сильных акцентов, минорный лад, консонансы, невысокая громкость, штрих легато, плавное течение мелодии, отсутствие острых ладовых тяготений (например, народная музыка).
Реакции: снижение сердечно-сосудистого давления; замедление дыхания и частоты пульса; расслабление мышечных зажимов; уменьшение раздражения кожи; чувство спокойствия, умиротворенности, удовольствия вплоть до медитативного состояния; преобладание возбуждения парасимпатической нервной системы.
По книге Г.-Г. Декер-Фойгта «Введение в музыкотерапию»
Силе постоянства хорошо соответствует музыка с двухдольным размером: как прекрасно всегда оставаться на земле, сохраняя равновесие при ходьбе (раз-два, раз-два), четко и ритмично печатать шаг!
Но в музыке есть и трехдольный размер, он легко ассоциируется с жаждой перемен, с восторгом при «отрыве от земли». Третья доля — рука дирижера взмывает вверх; танцуя вальс, мы ощущаем нечто подобное каждой клеточкой своего тела: оно «летит» в новое, отрывается от обыденного, устремляется в небо.
Лучшим музыкальным терапевтом эпохи барокко был, без сомнения, итальянский композитор и скрипач Антонио Вивальди. Из-за врожденной деформации грудной клетки ему было трудно дышать, передвигаться без посторонней помощи он почти не мог, и поэтому всю свою внутреннюю силу, весь свой темперамент Вивальди вложил в музыку.
Трудно отыскать другую музыку, в которой было бы так же много жизненной силы, энергии и гармонии, солнца и света, как в концертах Вивальди. Музыка стала для него жизнью, помогла забыть о непреодолимых, казалось бы, проблемах. Композитор не только сочинял концерты, оперы, духовную музыку, но и был виртуозным исполнителем, много преподавал, был импресарио в театре, ставил почти все свои оперы сам, объездил с гастролями всю Италию. Согласитесь, не каждый здоровый человек способен на такое.