Человек, получив от Богов чувство ритма,
создал и породил танец.
Платон

Танец возникает там, где есть ритм.
Ритм задает основу движения, будь то «раз-два-три» вальса, сложная капель фламенко или удалая дробь русского народного. Шаги или выстукивания — движения ног — задают ритм, которым танцор живет в течение всего танца. Мелодия рождает движения рук и корпуса, чем, собственно, и создается сам танец. Но ритм является законом, по которому он строится, его основой и стержнем.


Танцы разных народов имеют свой ритм и свой характер, сообразный духу, характеру и мироощущению людей, места, где они живут, и историческим условиям. Практически в любом народном танце присутствуют ритмичные шаги или дробные выстукивания, но характер их различен для каждой народности. По-разному расставляются акценты, движения могут быть равномерными или иметь сложный ритмический рисунок.
 Для танцев горцев характерны быстрые мелкие шаги на полупальцах — такие шаги естественны для того, кто привык взбираться по крутому склону. Танец людей равнины — русский, украинский — широкий, веселый, раздольный, временами чуточку бесшабашный. В ритмах солнечной  Испании — и гордость, и сдержанная страстность, и трагическая нотка грусти. Танцы народов южных областей отличаются более быстрым темпом, чем северные танцы, — видимо, это напрямую связано с ритмом жизни, с привычкой к плавным или стремительным движениям.
Но каким бы ни был танец, закон, по которому происходит движение, остается одним и тем же от начала и до конца. С того момента, как начинает звучать музыка, мы можем услышать, как стучит сердце мелодии, ее пульс. И на время танца танцор подчиняет себя  этому закону, живет в ритме музыкального сердца.
Одним из самых удивительных открытий для меня было то, что большинство танцев длятся не более трех-пяти минут. Но сколько всего успевает произойти за эти минуты, как много различных движений, фигур, иногда целых сюжетов проносится перед нашим взором!
Может быть, все дело как раз в том, что, двигаясь в постоянном, раз и навсегда заданном ритме человек ни секунды не теряет напрасно.
Проведите очень простой эксперимент. Попробуйте пройти некоторое заданное расстояние, хотя бы 200 метров, двигаясь в одном и том же ритме. А теперь попробуйте преодолеть то же расстояние, то останавливаясь, то снова начиная идти, то быстрее, то медленнее. В каком случае путь легче? Практика показывает, что в первом. А теперь представьте, что это расстояние длиной в день, неделю, год... Можно представить расстояние длиной в жизнь. И стоит, наверное, задуматься над тем, как его преодолевать.
Танец — это модель жизни человека, модель его движения. Захотим ли мы следовать этой модели, зависит только от нас. Но, право же, насколько было бы здорово услышать в звуках жизни свой «пульс», отыскать свой ритм и научится следовать ему!

You have no rights to post comments