«В поисках страны Удэхе»
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872–1930) — неутомимый путешественник, увлеченный ученый, талантливый писатель, известный исследователь Дальнего Востока.
Арсеньев — действительный член Общества изучения Амурского края, Императорского русского географического общества, Вашингтонского Национального географического общества и множества других научных организаций. Офицер Русской императорской армии, прошедший путь от подпрапорщика до подполковника.
Сфера его научных интересов разнообразна и обширна: он занимался географией и картографией, гидрологией и метеорологией, в ходе экспедиций собирал коллекции растений и минералов, описывал животных и птиц. В сотрудничестве с известными учеными разрабатывал университетский курс новой в то время науки — этнографии. Его увлекали археология и музейное дело. Он был увлекательным рассказчиком — активно популяризировал науку и заражал духом исследования.
«Довлатов» Алексея Германа-младшего
- Информация о материале
- Автор: Алексей Выборнов
Моя душа давно не испытывала такого вдохновения, как сегодня при просмотре фильма о Довлатове. Я улыбался, чувствуя, что от удовольствия моя улыбка становится все шире и шире, как будто я погрузился в прохладу озера после долгого, жаркого, душного дня. Диалоги, герои, фрагменты, картины, эпизоды, события — словно созданы самим главным героем.
Но это — чувства, размышления — иные. Время табачного дыма, рассыпанное пространство, обедневшие идеалы, постоянные массы, и нет тишины. Красивые в своей не красоте женщины, теснота для мыслящего, рефлексирующего, творческого, искреннего человека.
Но настоящее всегда находит свою дорогу, раньше или позже (в случае Довлатова скорее позже). Его невозможно ограничить, направить извне предписаниями, советами и ограничениями. Настоящее рождается глубоко внутри, там, куда не сможет добраться неживая сковывающая сила. Таинство всегда останется таинством, нужен только проводник, который может высветить то, что не видно простому глазу.
Спасибо, Алексей Герман, кажется, я все больше и больше начинаю верить в наше кино…
Зима как состояние души народа
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Встретил недавно древнее корейское высказывание: «Народ несет печать зимы, она неизъяснима». И задумался, но не потому, что сейчас конец февраля, и зима все еще морозит и засыпает нас снегом. Причина глубже, и думаю, автор этого высказывания имел в виду не один из сезонов, а состояние души своего народа.
Вспомнилась одна времен моей юности песня Макаревича «Я снова жду осенних холодов» (1985 год). Тогда мне было семнадцать лет, и она меня очень задела, я помню ее слова до сих пор:
...Я снова семилетний человек,
один в холодном поле на рассвете,
и по колено белый-белый снег,
а все твердят о наступившем лете,
цветении садов, разливах рек,
но белая зима на белом свете...
Михаил Врубель. «Демон сидящий»
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Александр Блок
Сейчас много говорят о России XIX века, пытаются понять причины и суть произошедшего на стыке веков. Исследуют и анализируют экономические, политические и тому подобные процессы. Но есть, мне кажется, и другой путь поиска сути — обратиться не к экономическим, военным или политическим событиями той эпохи, а к искусству. Нет, не потому что причины происходящего — в искусстве, а потому что настоящие художники, писатели, одним словом — люди-философы способны почувствовать и выразить эту суть, своего рода душу истории, гораздо острее и ярче.
Один из таких художников — Михаил Врубель, одна из таких картин — «Демон сидящий». Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, она начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими.
Камни Земли
- Информация о материале
- Автор: Александр Караев
Для начала
Как вы относитесь к камням? Скорее всего — никак. Камни и камни. Но все-таки есть нечто созданное из камня, что привлекает внимание даже современного человека. Это циклопические постройки древних народов. Целые поля или круги с огромными обработанными или не обработанными глыбами камней, вес которых даже трудно представить. О них и пойдет речь.
Если с лица Земли мысленно убрать блага современной цивилизации — сначала небоскребы, башни, потом жилые дома, убрать биржи, где люди сходят с ума от запаха денег, заводы, отравляющие воду, отели, курорты с кафе и ресторанами, казино, клубы, военные базы, шахты по добыче полезных ископаемых, где взрывы потихоньку изгрызают нашу планету, автомагистрали с тысячами машин, атомные электростанции, животноводческие фермы, на которых, как на конвейере, плодят и убивают миллионы живых существ, поля, засеянные искусственно выведенными растениями и опрыскиваемые тоннами химикатов, которые уничтожают и почву и, между прочим, археологические артефакты, находящиеся под землей, — если всё это убрать (ибо это было не нужно в те времена, о которых пойдет речь), что мы увидим? Вся планета покрыта странными и удивительно похожими, несмотря на принадлежность к разным культурам, камнями. Ученые назвали их мегалитами.
Дверь в будущее
- Информация о материале
- Автор: Александр Морозов
Каждый раз, когда мы переходим из одного года в другой, нам кажется, что открывается новая страница нашей жизни, что на ней можно написать что-то получше прошлогоднего, учесть ошибки уходящего года и те замыслы, которые жили в нас в самом его начале. Но что это будет? Каким оно должно быть? Очень сложно бывает запустить в себе процесс размышлений о себе, о своем будущем. И все продолжает течь, как текло, превращаясь иногда в дурную бесконечность.
Чтобы накануне нового года еще одна возможность не прошла мимо, я предлагаю вам один метод.
Нужны ли нам праздники?
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты.
Экзюпери
Чем ближе Новый год, тем чаще звучит вопрос: «А что ты чувствуешь? Неужели веришь в волшебство, как в детстве?» «Да, — уверенно отвечаю я, — для меня это самое волшебное время года!»
Нужны ли нам праздники? Не те праздники, которые имеют исторический смысл (они нам нужны для памяти), а те, которые отмечают течение времени, переходные рубежи — Новый год и дни рождения? Нужны ли нам дни, когда мы можем остановиться и ..?
Вот тут-то и начинается самое интересное. Мы воспринимаем праздники прежде всего как выходные, когда можно поехать куда-то, прервать череду будней, ярко провести время. А кто-то вообще не любит праздники и старается в это время еще поработать.