Память связывает душу и ум человека
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Изучали орфиков и пытались вникнуть в орфические гимны. На занятии зашёл разговор о гимне Мнемосине, где есть такие строчки:
Память ее не подвластна забвенью, губящему разум,
Держит с душой съединенным она весь ум человека…
Очень интересная мысль — Память связывает душу и ум человека. Можно сказать, наверное, связывает внутреннее и внешнее. Я вспомнил, как этим летом рассматривал свои детские и юношеские фото, и думал: что же связывает меня с подростком или юношей на фотографии? Мы ведь уже не очень похожи друг на друга, а с другой стороны — это же я сам. Тот, на фото — он как зерно, из которого я вырос, в нём уже заложено многое, что развилось и выросло во мне. Наверное, можно сказать, что это все та же самая душа, но иной ум. И благодаря памяти я ощущаю свою связь через время с самим собой, ощущаю себя существом, живущим во времени, своего рода историческим существом (речь идёт о моей личной истории).
И то же самое, если говорить о более глобальных вещах, об Истории человечества. Я изучаю сегодня легенды о короле Артуре, о Граале, о рыцарях круглого стола, и чем более глубоко я погружаюсь в символы и мифы, тем более создаётся связь между мной и (не знаю, как назвать это правильно) душою мифа, душою легенды. Благодаря этой связи я чувствую свою причастность к ней. Я пока не понимаю, как именно, но они значимы для меня, для моей судьбы. И в этой магия Мнемосины, и, возможно, ради этого ее призывали орфики — вспомнить не то, что было когда-то в истории, а вспомнить себя самих. И я вспоминаю себя самого, какая-то часть моей души оживает в этом воспоминании, раздвигая границы моего ума или сознания, и вширь, и вглубь.
Человек-невидимка
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Человек-невидимка существует. Да, прямо в нашем мире, и не имеет никакого отношения к фантастике. В романе Герберта Уэллса очень точно описано его состояние: невидимость дает возможность скрываться от людских глаз и делать все, что хочется, но радость от этого скоро проходит. Приходит одиночество, и не хочется оставаться дальше в таком состоянии.
Что это за существо? Невидимка — это часть нас самих. Главная часть... Каждый человек видим для окружающих благодаря своим «одеждам»: созданному самим собою образу, поведению, стилю самовыражения. А внутри мы обнажены. Обнаженная наша натура не может просто так выйти к людям. И часто надевает «неправильные» не соответствующие ей самой одежды. Нас встречают по этим одеждам, оценивают по ним, поэтому стараемся надеть что-нибудь приличное и модное. Мы боимся непонимания, неприятия, осуждения, равнодушного или презрительного отношения к тому, что сами мы считаем прекрасным, вдохновляющим, к тому, что есть сама основа нашей внутренней жизни.
Мы учимся искусству подбирать соответствующие одежды. Настоящие, может быть, не модные и порой совсем нестандартные, но делающие видимой нашу главную часть — глубокие убеждения и стремления души.
Некоторых людей уже видно...
Добрые фильмы
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
В это воскресенье, так уж случилось, два раза плакала. Оба раза — на фильме. Меня не так уж сложно заставить плакать, надо только знать, на какие кнопки нажимать. Вот авторы фильма «Звезда родилась» точно знают. Бредли Купер и Леди Гага, любовь, творчество, потери, подлость, преданность, ошибки, прощения, прощания, смерть... Но как она поет!!! Она меня всегда пугала своей эпатажностью, так что я даже никогда не вслушивалась, а какой талантище (если не отвлекает боевая раскраска и наряд)!
Второй фильм посмотрели уже дома. В поисках «чего-то хорошего» наткнулись на название, которое я уже себе когда-то в мозгу фиксировала: мол, стоит посмотреть, но как-то оно затерялось. «Карп отмороженный». Про бабульку, которая собралась помирать, а чтобы не напрягать сына — он в городе живет, занят очень, — решила сама все приготовить — и справку из морга, и гроб, и поминки. Подругу-соседку подбивала даже... как-то... ну, это... в общем, помочь побыстрее к поминкам перейти.
Я не знаю, каким получился бы фильм, если бы бабульку, бывшую училку, играла бы не Марина Неелова, соседку-матершинницу — не Алиса Фрейндлих, делового сынка — не Евгений Миронов, а, скажем, патологоанатома, — не Сергей Пускепалис. Возможно, сама повесть так же хороша, как фильм Владимира Котта, даже наверняка. Но сейчас ты не фильм смотришь, а живешь там, с ними, плачешь, смеешься — боже, какой филигранный юмор! — ахаешь, мечтаешь, раскаиваешься, надеешься, ни на что не надеешься...
Такая редкость сегодня: показана изнанка жизни, но тебе не повеситься от этого хочется, а ощутить счастье от того, что в каждом человеке есть своя красота, свой свет, и хочется обернуться и посмотреть на тех, кто рядом, заглянуть за оболочку, рассмотреть хорошенько. И сделать что-то для них, чтобы свет не погас...
Внутрення жизнь. Дом-Сад.
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
В Марокко, в сердце Старых городов, мы жили в маленьких и уютных традиционных арабских домах.
Имя такого дома — риад, что в переводе с арабского означает «сад». Дом представляет собой постройку с очень малым количеством внешних окон. Окна комнат выходят во внутренний дворик, открытый в небо. На крыше есть открытая терраса, откуда можно видеть небеса, окрестности, высокие мечети, восходы и закаты. Там тоже сад — множество цветов и маленьких деревьев под открытым небом.
Риады бывают маленькие и большие, но чем меньше риад — тем больше сокровенного, спокойного, родного.
Меня не покидало ощущение необыкновенного покоя, когда находишься внутри дома. Что бы ни происходило вовне, на улицах, когда ты дома — ты ДОМА. Наедине с любимыми людьми, с дорогими сердцу вещами, со своей собственной душой, ты открыт небесам, и небеса открыты тебе. Они рождают такую жизнь внутри дома, что, выходя на шумные, многолюдные улицы города, выносишь с собой этот покой, и ничто не способно сбить с пути душу.
Я думаю, у каждого человека должен быть такой дом. Не физический — так воображаемый, куда в минуты внешних бурь можно удалиться душой. Чтобы обрести внутренний покой и выйти вновь к людям, взяв его с собой.
Африка. Двери открыты
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Мы снова дома... Дома, как и прежде, очень хорошо. Но сказка, из которой мы только что вернулись, арабским узором навсегда легла в душу. Мы открыли новый континент. Люди его давно открыли, а мы только что. Африка...
НАЧАЛО
Мы думали о том, куда отправиться после нашей Философской Олимпиады в Испании. Мысль поехать в Африку — сначала вопросом, потом утверждением, потом потребностью — завладела нами. И вот наш самолет пересекает Гибралтарский пролив...
О Гибралтарском проливе знали еще самые древние мореплаватели. В древности его считали географическим концом земли и символической границей между миром людей и неизведанным миром. Некоторые полагали, что, если здесь споткнуться, то можно свалиться с Земли, упав за ее край.
Мы не упали, но оказались в совершенно другом, непривычном (на первый взгляд) мире.
В интересное время живем
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Когда-то давным-давно в школе на уроках обществоведения нам объясняли, как и почему меняются общественные формации. Объясняли, понятное дело, с позиций единственно верной в то время марксистско-ленинской философии. Говорили, в принципе, совершенно разумные вещи, просто делали из них чрезмерно идеологизированные выводы.
Именно тогда я запомнил, что причиной изменения социальных форм является развитие средств производства. Пока они (средства производства) примитивные, человек вынужден тратить основную часть своего времени на выживание. Но по мере развития средств производства неизбежно наступит момент, когда они достигнут уровня, достаточного для того, чтобы человек не работал. То есть для биологического выживания не будет необходимости ходить на работу. Только ради удовольствия, из чувства ответственности или ради творчества. Человеку не надо будет выживать, он сможет посвятить себя чему-то большему. Чему конкретно, нам тогда не объясняли. Возможно, это было очевидным, но скорее всего просто мало кто верил, что это случится, и об этом просто не думали.
Неспособность закрыть дверь
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Несколько дней назад читал книгу Рольфа Добелли «Территория заблуждений» о множестве иллюзий и ошибок нашего ума. Конечно, каждая из них заслуживает отдельного исследования, но так как я при этом был погружен еще и в изучение Бхагавадгиты с ее темой выбора, особое внимание вызвала та, которую автор книги называет «неспособность закрыть дверь». Суть ее в том, что нам очень трудно решаться на что-то окончательно, так как любой выбор — это отказ от альтернатив, и для какой-то части нас (очевидно, той самой, которая впадает в иллюзии) — потеря свободы. И потому мы остаемся на перепутье, бесконечно оттягивая решение, бесконечно перебирая варианты в поисках того самого-самого — идеального. А уже решившись на что-то, начинаем тут же жалеть о том, от чего отказались.
Благодаря неспособности «закрыть за собой дверь», решиться на что-то серьезное и важное, и посвятить этому свое время или даже жизнь, я не погружаюсь ни в глубину себя самого, ни глубину души другого человека, ни в глубину вещей, все время скользя по поверхности, чтобы «не упустить какой-то новой возможности», и не замечая, что я уже упустил, возможно, самое важное — друга, любовь, дело жизни...